30 октября пятница
СЕЙЧАС +1°С

Грохот над городом

Новосибирск пережил нашествие МиГ-31 — их место в небе заняли вертолеты с неуправляемыми ракетами

Поделиться

Су-34, пролетевшие 9 мая 2013 года над площадью Ленина

Су-34, пролетевшие 9 мая 2013 года над площадью Ленина

Поделиться

Военные в очередной раз напугали новосибирцев: на этой неделе над городом кружили истребители МиГ-31, заходящие на посадку в аэропорту «Толмачёво». Как сообщили НГС.НОВОСТИ в штабе Центрального военного округа Минобороны РФ, в понедельник над Новосибирском пронеслись даже две группы истребителей — одна с востока, другая с запада. Численность обеих групп в ведомстве уточнить не смогли, однако пояснили, что обе залетали в «Толмачёво» на дозаправку. Как удалось выяснить корреспонденту НГС.НОВОСТИ, пролетавшие на запад МиГи направлялись с бурятского полигона Телемба на аэропорт базирования «Большое Савино» в Пермском крае. На прошлой неделе в Бурятии проходили совместные учения авиации и войск ПВО. «Учение направлено на практическую отработку лётным составом и боевыми расчетами зенитно-ракетных комплексов действий по поражению воздушных целей», — сообщили в Министерстве обороны РФ.

После учений истребители своим ходом отправились на базу. Новосибирск в качестве пункта дозаправки выбрали по нескольким причинам. Во-первых, от полигона Телемба до нас около 2 тыс. км, что примерно сопоставимо с дальностью полета МиГ-31 без дополнительных баков. Во-вторых, «Толмачёво» — едва ли не самый удачно расположенный в Сибири аэродром совместного пользования гражданской и военной авиации — лётная часть находится рядом с аэропортом, говорит доцент кафедры аэрогидродинамики факультета летательных аппаратов НГТУ Александр Обуховский.

Во вторник истребители сменились вертолетами — как рассказал НГС.НОВОСТИ начальник группы информационного обеспечения пресс-службы Центрального военного округа Юрий Сивохин, на полигоне Шилово 22 апреля начались учения двух звеньев Ми-8 и Ми-24. Вплоть до пятницы они будут отрабатывать элементы разведки, воздушного боя и поражения наземных целей с использованием бомб, пулеметов и неуправляемых авиационных реактивных зарядов.

В ФГУП «Запсибаэронавигация», которое выдает разрешение на полеты, утверждают, что появление в небе над Новосибирском военной техники — это нечастое явление, однако назвать точную периодичность отказались.

Поделиться

В ответ на запрос в НАЗ им. Чкалова категорично заявили, что произведенные ими самолеты над городом не появляются вовсе, так как все испытания проходят в северных районах области. В эпизодических пролетах над жилыми домами признались на Новосибирском авиаремонтном заводе (НАРЗ), что недалеко от городского аэропорта.

«Испытательные полеты проходят над территорией аэропорта «Северный», однако иногда заказчики, получив вертолет после ремонта, уходят назад своим ходом — естественно, получив разрешение», — отметила собеседница. Один из последних таких случаев — пролет двух вертолетов Ми-26, которые на заводе готовили по заказу МЧС Казахстана к эксплуатации после консервации в конце прошлого года. Некоторое время назад сразу несколько жалоб на шумные вертолеты поступили от жителей жилмассива «Кедровый», однако проверка нарушений не выявила.

«У нас была куча проверок, но мы никак не влияем на их (жителей «Кедрового». — А.А.) жизнь. Завод работает с 1941 года, и если вопрос встает «Мешаем ли мы им жить?» — встает вопрос, на каком основании застройка там проводилась?» — пожимают плечами в пресс-службе НАРЗ.

Кроме них, на геликоптерах над городом также летают МЧС, полиция, ФСБ и — много реже — частные лица. Чаще всего горожане видят в городской черте заходящие на посадку в «Толмачёво» гражданские лайнеры, да и то — не все. Как уточнили в «Запсибаэронавигации», это самолеты, которые заходят на посадку на 1-ю полосу «Толмачёво» (заход на 2-ю ВПП проходит над незаселенной территорией Новосибирского района) курсом 2-52.

«Все зависит от направления ветра. Если это левый разворот — заходят над Обью, если правый — со стороны городского аэропорта и над Заельцовским парком», —

пояснили в ведомстве. Минимальная разрешенная для полетов над городом высота — 450 м. Из-за того, что большие самолеты кажутся ближе, чем они летят на самом деле, посетовал собеседник, часто поступают жалобы от встревоженных горожан. Раскрывать численность самолетов, ежедневно совершающих маневры курсом 2-52, представители предприятия не стали. Но заметили, что случаев, когда пассажирский или военный летательный аппарат отклонился от курса и вышел из своего воздушного коридора, еще не было. В Новосибирской транспортной прокуратуре эту информацию подтвердили, добавив, что за нарушения использования воздушного пространства авиакомпаниям грозят солидные — от 300 тыс. до 600 тыс. руб. — штрафы.

Наибольшую опасность для заходящих на посадку над городом самолетов, рассказала старший помощник новосибирского транспортного прокурора Евгения Жбирь, представляют птицы, а также высотные дома, подъемные краны и трубы.

«Все, что выше 50 м, должно быть промаркировано красными двойными фонарями на автоматике — если один вышел из строя, включается второй. Но все зависит от рельефа. Если дом стоит на высоте, то это может быть и пятиэтажка, которая должна быть промаркирована. А если это зона глиссады (1–4 км от аэропорта. — А.А.) — там все маркируется сплошным методом, вплоть до деревьев, если они не вырублены», — пояснила Евгения Жбирь. Потенциальную опасность, добавили в «Запсибаэронавигации», для пассажирских судов также могут составлять и воздушные шары, и даже радиоуправляемые вертолеты. «Все, что способно подниматься в воздух выше чем на 50 м, должно получить у нас разрешение на полет», — подчеркнули там.

За всю историю Новосибирска в городе произошла лишь одна серьезная авиакатастрофа. 26 сентября 1976 года пилот гражданской авиации Владимир Серков взлетел с аэропорта «Северный» на своем Ан-2 и около 8:20 утра, кинув самолет в пике, протаранил жилую пятиэтажку на ул. Степная, 43/1. Как выяснило следствие, он хотел отомстить жене, которая бросила его, забрала ребенка и ушла жить к маме. Погибли 12 человек, включая Серкова, — а вот его жены и тещи в то утро дома не оказалось.

Боевые самолеты, поясняет Александр Обуховский, более заметны, потому что шумоглушение на истребителях много меньше, чем у гражданских лайнеров. Зато в истребителях двигатели лучше защищены от попадания посторонних предметов, например птиц. «На Су-27, например, в воздухозаборниках есть специальные решетки, которые опускаются после того, как он разгонится и поднимется в воздух. Потому что вроде птичка такая живая и мягкая, но если долетает до первой ступени компрессора — повреждения очень серьезные», — отметил он.

Александр Агафонов

Фото автора

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!