Во второй половине декабря новосибирцы столкнулись с проблемами при вызове такси. Стало трудно дозвониться, время ожидания сильно увеличилось, участились отказы. Руководители крупнейших компаний такси объясняют подобные трудности тем, что количество звонков из-за мороза и предпраздничной суеты выросло в 3 раза. Время ожидания такси из-за пробок выросло в 3–4 раза, а клиенты стали готовы переплачивать за простой машины, чтобы уехать обратно с тем же водителем. Доходы таксопарков выросли на 20 %, несмотря на то, что большинство из них не повысили цены в связи с ажиотажным спросом.
Руководители крупных новосибирских таксопарков признали существующие проблемы и объяснили их взрывным спросом на фоне огромных пробок на дорогах. По словам заместителя директора службы такси «Классик» Алексея Дегтяря, задержки связаны с возросшим спросом, который, в свою очередь, связан с морозами и грядущими праздниками: «Например, многие автовладельцы предпочитают ездить на такси вместо того, чтобы пытаться заводить свою машину в сильный мороз. В сильные морозы нам приходилось увеличивать парк на 30–40 %, в том числе и за счет «частников», к которым предъявлялись высокие требования по стажу и здоровью». По данным эксперта, кроме повышения спроса свою роль сыграл фактор увеличения времени поездки — люди не желают отпускать такси, так как снова заказать его не так просто. С коллегой согласен заместитель директора такси «Мой город» Евгений Рыдкин:
По словам руководителя call-центра такси «Экипажъ» госпожи Андриевской, время заказа увеличилось из-за пробок. «Если ранее пробки наблюдались в утренние и вечерние часы, в основном около мостов, то теперь в сплошную пробку постепенно превращается весь город. Из-за трудностей передвижения увеличивается время подачи авто», — подтверждает Евгений Рыдкин. В итоге, по данным Андриевской, время подачи машины по району увеличилось с 20 минут до 1 часа. Алексей Дегтярь отметил, что иногда приходится увеличивать время ожидания до 1,5–2 часов. По прогнозам специалиста, ситуация изменится только в начале января, когда спадет ажиотажный спрос.
По подсчетам руководителя call-центра такси «Экипажъ», в связи с морозами количество звонков выросло в 3 раза.
Алексей Дегтярь называет ту же цифру, однако отмечает, что из-за ограниченности парка машин количество выполненных заказов выросло только на 50 %. В такси «Мой город» говорят, что количество звонков увеличилось лишь на 30 %. Помимо морозов эксперты называют и два других фактора спроса. По данным Андриевской, по сравнению с прошлой, более морозной зимой также наблюдается рост количества заказов примерно на 30 %: «Это можно объяснить ростом доходов клиентов, которые стали чаще заказывать такси вместо поездки на общественном транспорте». По мнению Евгения Рыдкина, на спрос повлияла предпраздничная суета — многие ездят на такси по магазинам. Увеличение среднего срока поездки привело и к увеличению выручки с каждого вызова.
Доходы такси «Классик» за счет увеличения количества заказов возросли на 10–20 %, говорит Алексей Дегтярь.
Опрошенные специалисты утверждают, что таксопарки не увеличили тарифы в связи с морозами. Обзвон нескольких десятков крупных таксопарков Новосибирска показал, что действительно никто из них не повышал цены в декабре — тарифы остались такими же, как и в начале месяца. «Дело в том, что сама компания зарабатывает с каждого водителя фиксированную сумму в виде дневного плана, и увеличение сумм за каждую поездку сказалось в основном на доходе самих водителей. План в связи с морозами повышен не был», — рассказал Алексей Дегтярь.
Несмотря на это, все опрошенные компании планируют повышение тарифов на 31 декабря и 1 января. В большинстве случаев цены будут увеличены в 2 раза — либо через удорожание минимального проезда, либо через удвоение цены минуты, либо путем простого умножения суммы чека на 2.
По словам Евгения Рыдкина, к концу 2010 года на новосибирском рынке такси сложилась «нездоровая» ситуация. «Открывается много диспетчерских служб, не имеющих собственного парка машин. У них нет затрат на медосмотр и техобслуживание, поэтому они устанавливают демпинговые цены», — рассказал специалист. Алексей Дегтярь отметил, что диспетчерские службы без собственного парка зачастую ни за что не отвечают перед клиентом: «Водители-частники могут выйти на работу, а могут и не выйти. Несмотря на более низкие цены, реальный срок ожидания может оказаться больше обещанного, а цены выше из-за не заявленных сразу условий. Каждый месяц появляется около 30 таких служб, примерно столько же ежемесячно исчезает».
Марк Волков
Фото Сергея Ляшко