5 февраля мэрия Новосибирска провела официальную презентацию АСУДД — системы компьютерного управления городскими светофорами, которая — по крайней мере в теории — способна примерно на треть сократить автомобильные пробки в городе. Несмотря на то что оборудование на многих городских магистралях уже установлено, пока система интеллектуальной «зеленой волны» работает в тестовом режиме. Ее полномасштабный запуск планируют ближе к осени этого года. Мэрия обещает ускорить финансирование программы — если понадобится, то и за счет ремонта дорог.
Неприметное здание СМЭУ областного ГУВД, из которого будут управлять всем автомобильным движением в Новосибирске, затерялось между гаражами Заельцовского района. Со стены на журналистов эффектно светили плазменные панели, в режиме реального времени транслирующие изображение перекрестка Плановая — Дуси Ковальчук. Трансляция позволяет дежурному центра оперативно контролировать происходящее, не полагаясь на датчики. Впрочем, как выяснилось тут же, сегодня это единственный такой перекресток в городе. «А когда будет больше?» — спросили журналисты. «Когда будет больше финансирования», — вздохнул дежурный.
Оборудование, управляющее светофорами и замеряющее автомобильный трафик, уже установили на перекрестках улиц Дуси Ковальчук, Богдана Хмельницкого, на Красном проспекте, Станционной, Большевистской, Нарымской и Жуковского. В Академгородке систему устанавливают на проспектах Лаврентьева, Строителей и Морском. Однако сегодня система — даже на тех перекрестках, где оборудование уже поставили, — работает в так называемом жестком режиме. Это значит, что автоматика не регулирует «зеленую волну» в зависимости от интенсивности трафика — именно так светофоры работали еще в Советском Союзе.
Начать интеллектуальное управление новосибирским трафиком в центре управления обещают осенью 2009 года.
«Система управления написана в Linux. А базы данных по перекресткам находятся на сервере под управлением Windows», — объяснял мэру Новосибирска инженер-технолог центра Евгений Барсуков. Владимир Городецкий понимающе хмурил брови. Когда технологические стандарты утрясут, в городе появятся свои режимы «зеленой волны» для утреннего и вечернего часов пик, которые будут дополнительно корректировать по показаниям датчиков. Скорость «зеленой волны» в Новосибирске будет варьироваться от 30 до 60 км/ч.
Производители системы из минского НПО «Агат» на своем сайте обещают заказчикам, что АСУДД сможет уменьшить городские пробки на 20–25 %. Однако в Новосибирске, по мнению специалистов центра управления, эффект окажется выше.
«У нас светофоры работают вразнобой, расстояние между ними небольшое и сегодня вся пачка автомобилей одновременно приезжает на красный свет. Поэтому с установкой системы увеличение пропускной способности будет очень значительным», — пообещал инженер-технолог центра.
Всего в Новосибирске около 280 светофорных перекрестков. 70 из них обещают оборудовать АСУДД в 2009 году. К 2010 году планируют добавить еще 50.
Полноценная система управления городским движением может работать в двух режимах — автоматика и ручное управление. «К 2010 году кроме дежурного здесь будет сидеть работник ГАИ. Его жизнь заставить здесь сидеть. Он сможет переводить перекресток на ручной режим, когда появляется пробка», — пообещал директор СМЭУ Иван Харлов. Если в Новосибирске появятся желающие уподобиться голливудским хакерам и взломать систему, то сделать это будет непросто, уверяют в центре. «Система поэтому в Линуксе и работает — вирусы и взломы обычно идут в протоколах Windows», — рассуждает Евгений Барсуков.
Осмотрев центр управления, Владимир Городецкий сходу пообещал увеличить его финансирование. По мнению градоначальника, «лучше меньше сделать капитального ремонта какой-нибудь дороги», если это позволит ускорить компьютеризацию светофоров. «Я готов — при всей кризисной ситуации и сложностях по бюджету — найти ресурсы, чтобы ускорить программу. Если вы скажете, что можно ускорить на полгода, — ускорим», — резюмировал мэр.
Петр Малков