Закон об ОСАГО действует уже три года и пока не без проблем: клиенты жалуются на волокиту по срокам выплаты страховой суммы и ее размерам. Страховщики же отмечают рост «убыточности» по ОСАГО, ссылаясь на мировой опыт, согласно которому убыточность данного вида страхования росла во всех странах в первые три года после вступления в силу Закона «Об ОСАГО». «После трех лет мы достигли 70 % «убыточности», надеемся, что дойдем до 90 % и остановимся», - сказал Владимир Голубков, Руководитель представительства Российского Союза Автостраховщиков в СФО.
Правда, секрет Полишинеля заключается в том, что слово «убыточность» – не более чем профессиональное понятие страховщиков. На самом деле бизнес ОСАГО вполне прибыльный. «Понятие «убыточность» – это соотношение проданных полисов и выплаченных страховых сумм: например, вы продали полисов на 1 млн рублей, а выплатили по страховым случаям 700 тыс. рублей», - пояснил Голубков. Таким образом, даже при прогрессирующей «убыточности», прибыль составляет 30 %.
«Есть система поощрения «бонус-малус» для тех, кто ездит безаварийно. Растут выплаты на 30 – 40 % в год, - говорит Владимир Голубков. – Определенный рост по выплатам дает инфляция. За последние годы выросли расценки на услуги СТО, многие из которых вышли из «гаражного подполья» и теперь действуют официально. Все это в совокупности влияет на прогресс «убыточности».
«В Европе кабриолет стоит на улице день-два, и никто ничего с ним не делает. Даже сиденья не режут! А у нас из гаражей тащат!» - сетует Сидоренко. По данным страховой компании НАСТА, решающую роль в судьбе обанкротившихся фирм сыграла высокая доля ОСАГО в общем страховом портфеле.
Растущая конкуренция по ОСАГО заставляет страховые фирмы придумывать различные маркетинговые решения для привлечения клиентов. Крупные фирмы продвигают себя через рекламу в федеральных СМИ. Но тема продаж полисов «автогражданки» со скидками или подарками по-прежнему актуальна.
Федеральная антимонопольная служба периодически пытается возбуждать дела по якобы имеющимся признакам нарушения закона о конкуренции, однако так и не может четко сказать: по какому закону наказывать страховые компании за подобные способы продвижения своих услуг. В принципе никто не может запретить дарить подарки и делать скидки. Правда, агент может это сделать только за счет размера собственных комиссионных. А вот в случае манипуляции уже с тарифами – Росстрахнадзор направляет предписания, угрожая отзывом лицензий.
Пока граждане не в восторге от ОСАГО. В период действия закона выявилась такая закономерность, как увеличение на 100 % количества жалоб на страховщиков по ОСАГО.
По мнению Максима Седова, генерального директора «Агентства страховых споров», типичные жалобы клиентов таковы: 1. Обременение потерпевшего многочисленными обязанностями по сбору справок и прочих документов; 2. Занижение суммы страхового возмещения; 3. Необоснованные отказы в выплатах; 4. Затягивание выплаты.
«Все больше людей становятся клиентами страховщиков, - возражает Голубков. – Сейчас 3,5 млн автомобилистов в СФО. Все они купили страховки, и увеличилось количество участников ДТП. Но реально, по нашей статистике, из 10 тысяч тех, кто получил страховую выплату, 60 % жалуются необоснованно».
По данным РСА, средняя выплата по ОСАГО в Сибири на сегодняшний день составляет 24 500 рублей. По общефедеральным данным, средняя компенсация составляет 35 000 рублей. Главная проблема: жалобы клиентов на сроки рассмотрения документов – их более половины. Это связано с тем, что многие решения о выплатах проходят через суды, инициируют которые сами страховые компании.
С тревогой российские страховщики ждут введения «Европейского протокола» по ОСАГО. По данным РСА, возможно, он вступит в силу в 2008 оду. Суть состоит в том, что клиенту не нужно будет бегать между двумя страховыми фирмами. Они сами в оперативные сроки должны будут выяснить отношения между собой и выплатить клиенту нужную сумму. «Проблема в том, что весь мир шел к этому десятилетиями, а мы должны пройти это в кратчайшие сроки», - тревожится Владимир Голубков.
Михаил Фокин специально для НГС.НОВОСТИ