NGS
Погода

Сейчас-1°C

Сейчас в Новосибирске

Погода-1°

ясная погода, без осадков

ощущается как -3

0 м/c,

штиль.

762мм 92%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Реклама
Город Прямой эфир онлайн-трансляция Имам-хатыб НСО Салим Шакирзянов: ислам в Новосибирске

Имам-хатыб НСО Салим Шакирзянов: ислам в Новосибирске

1 декабря состоялась онлайн-встреча с имам-хатыбом Новосибирской области Салимом Шакирзяновым

1 декабря в прямом эфире НГС.НОВОСТИ на вопросы читателей ответит Имам-хатыб духовного управления мусульман Новосибирской области Салим Шакирзянов.

Во время прямого эфира Салим Шакирзянов расскажет о том, сколько человек в мусульманской общине Новосибирска, будут ли в городе возводиться новые мечети, а также ответит на вопросы читателей НГС.

Справка: Шакирзянов Салим — родился в 1978 году в Кировской области, в 1993 году окончил Уфимское медресе, работает в Новосибирской мечети с 1998 года, с 2012 года — глава мусульман Новосибирской области.

Анна Богданова

Текст онлайн-встречи:
Ива Аврорина:


Добрый день, уважаемые читатели, зрители, слушатели НГС.НОВОСТИ! Сегодня у нас в гостях Имам-хатыб, глава мусульман Новосибирской области Салим Шакирзянов. Салим Накипович, мы сначала в анонсе написали, что вы муфтий. Вы сейчас сказали, что это неправильно, вакансии и в принципе муфтия в Новосибирской области сейчас нет. Вы можете сначала объяснить, в чем разница, и почему вы, являясь духовным главой, как я понимаю, мусульман Новосибирской области, при этом не являетесь муфтием.

Салим Шакирзянов:


Сначала у нас была организация, региональная, централизованная, духовного управления. Ее возглавлял муфтий. На сегодняшний день из-за ненадобности этой организации, чтобы не было много муфтиятов, не было раздора, то есть на сегодняшний день много областей, где муфтии сами по себе живут, никому не подчиняются. Вобщем собранием мы решили жить в обществе, присоединяться. Мы сейчас относимся к духовному управлению мусульман Сибири, глава которого находится в Омске. Мы относимся к ним. И я – заместитель, представитель муфтия по Новосибирской области, глава мусульман Новосибирской области. Второе решение было из-за того, что, когда муфтий уже ушел на пенсию, у нас не было такого авторитетного человека, мудрого человека, который мог бы занять эту должность. Дефицит кадров тоже был причиной, почему ликвидировали эту общину.

Вы говорили, что взяли самоотвод, то есть, по идее, вы могли бы стать муфтием, но решили..

Да, это очень ответственное решение. Человек, который занимает эту должность, должен быть мудрым, грамотным в религиозных отношениях, потому что это давать какие-то решения, какие-то ответы на религиозные вопросы. Это очень ответственная должность. И на сегодняшний день я просто не готов быть таким человеком.

Думаете, мудрости или знаний вам пока не хватает?

Да всего помаленьку не хватает. И опыта, и мудрости. Возраст пока еще не тот, чтобы занимать такую должность, так скажем.

Вопрос первый, с которого хотелось бы начать, – от Николая:

«Салим, здравствуйте! Рад, что Вы приняли решение публично выступить не только в Вашей общине, а среди людей других вероисповеданий. Это надо делать, и обязательно, чтобы мы лучше понимали друг друга и уважали друг друга. Мы - Россияне, и нам надо жить в рамках общих жизненных правил, знать эти правила, уважать людей любых религий, понимать их и не оскорблять их веру. Мы должны жить единым обществом и оставаться разными, дружить и не мешать уединению, молиться своему Богу рядом счеловеком, который молится другому Богу.
Вопрос: Скажите, а как Вы взаимодействуете с другими религиозными объединениями Новосибирска с целью создания единого и монолитного общества Россиян, где каждый может свободно реализовать свои религиозные запросы?»


В основном у нас встречи проходят на наших городских официальных праздниках.

Это какие праздники?

День города, 9 мая. Недавно прошел День урожая, где мы все вместе – и представители иудейской религии, представители христианской религии, все вместе встречались, находились. В то же время у нас идет, мы входим в члены общественных советов по межконфессиональным, межнациональным, межрелигиозным отношениям, которые организовывают городские и областные администрации. Там мы все вместе пересекаемся, решаем общие вопросы. Задаем каждый свои вопросы, ищем ответы, устраивающие все стороны.

Практическую пользу вы видите?

Конечно, есть польза. Каждый настоятель, каждый священник, каждый проповедник, так скажем, когда узнает, в чем проблема, какие ситуации накаляются в нашем городе..

Вы это отслеживаете?

Да, мы начинаем среди своих общин по этим вопросам работать, проповедническую деятельность проводить среди своих прихожан. Объяснять о веротерпимости, взаимоуважении. И вот эти вопросы совместно мы решаем.

Вот как раз вопрос от Марины:

«Проповедуете ли вы своей пастве толерантное и уважительное отношение к другим религиозным конфессиям? Или пропагандируете мысль, что лишь мусульманская вера есть истинная, чем, вполне вероятно, разжигаете межрелигиозную рознь?»


Каждый считает, что его религия истинная, каждый верующий верит в истинного бога. Это убеждение каждого человека. Но помимо этого мы признаем и христианскую религию, и иудейскую религию. Что они религии от бога. У нас в Коране упоминается 28 пророков. У нас есть Сура Марйам – история о Марии, рождении Иисуса. Есть истории, где рассказывается про Моисея. Все эти истории рассказываются. Мы признаем, что они были пророками, что они были посланниками бога. Но со временем, то же самое, как в светской жизни, меняется конституция. То же самое, меняется и религия. После того, как были испорчены или же сделаны нововведения в какую-то религию, была послана от бога другая религия. Мы считаем, что мусульманство – это самая молодая религия. И мы считаем, что она самая правильная, но не отрицаем и другие религии.

Вопрос от Михаила:

«Как вы справляетесь с ситуациями, когда в мечеть приходят представители иных ветвей ислама, в частности, ваххабиты? Что делается для того, чтобы мусульмане (особенно приезжие) поняли - Новосибирск многоконфессиональный город, где принято миролюбиво относиться друг к другу».


Самое первое – когда мы выявляем, понимаем, что человек стоит не в правильном направлении себя ведет. Самое первое – идет отдельная беседа с этим человеком. У нас есть ученые люди, которые специально постоянно находятся только в мечети. И при появлении таких людей, которые неадекватно пытаются относиться к религии или же к окружающим, или пытаются доказать другое течение. С ними уже с религиозными доказательствами общается человек, приводит доводы из Корана, из Хадисов, из слов пророка объясняет ему. И человек, который понимает это всё, он уже переубеждается. Кто не понимает – они просто к нам перестают ходить.

Я правильно понимаю, что ваххабиты – это радикальное течение ислама?

Ваххабиты – это, так скажем, общее название их. Их очень много. Есть салафиты, есть махредиты. Этих течений очень много, которые не традиционны в России. В основном они выходят из арабских стран – из Сирии, из Египта. Кто-то из интернета набирается этой всякой информации и начинает что-то для себя открывать. От того, что человек неграмотный, у него нет времени и возможности прийти в мечеть, получить какие-то знания, проконсультироваться с имамами. Они начинают искать в интернете, и все, что они для себя находят, они уже берут как закон.

Чем это опасно, учитывая, что это радикальное направление?

Пару лет назад у нас в Бердске или в Искитиме это было. 13 человек арестовали по подозрению в бандитизме, в экстримизме. И по сей день идет судебное дело. То же самое было в начале 2000-х, когда в Чечне были беспорядки. Это всё идет от таких экстримистских радикально настроенных исламистов.

У нас достаточно много вопросов именно на эту тему. Вот вопрос от Дмитрия, который достаточно полно говорит о том, о чем спрашивают многие:

«Уважаемый Салим! Известно утверждение, что Ислам - религия, проповедующая добро и мир. Что лично Вы противопоставляете тем фундаменталистским течениям в Исламе, исповедующих убивать немусульман, а с иудеев и христиан брать откупную дань,которые основываются на сурах Корана:
«О вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми из неверных, которые находятся вблизи вас. И пусть они найдут в вас суровость. И знайте, что Аллах – с остерегающимися» (9:123)
«Сражайтесь (о, верующие) с теми, кто не верует в Аллаха и в Последний день, не запрещает того, что запретил Аллах и Его посланник, и не придерживается Веры Истины – из тех, которым даровано Писание, пока они не дадут откупную дань своей рукой, будучи униженными» (9:29)
А также другие призывы, основанные на сурах: (2:191), (9:5), (8:65), (25:52), (66:9), (47:4)».

И еще вопросов достаточно много на эту тему. И суть такая – почему в неисламской части мира ислам стал ассоциироваться именно не с тем положением, что бог – это любовь, что Ислам – это религия, которая проповедует добро и мир, а именно с терроризмом, с радикальными какими-то вещами и так далее.


Потому что на сегодняшний день, после развала Союза был такой духовный голод, так сказать. Не было ученых людей, не было грамотных людей, которые могли бы удовлетворить потребность людей, то есть разрешили вероисповедание, но у людей не было знаний – как это делать, кому это делать. И многие поехали за границу – в Сирию, в Египет, в другие арабские страны. И нахватались различных течений: течений нетрадиционных в России, учений более экстремистских, более радикальных. И по приезду в Россию они начали проповедовать вот эти условия. В Коране говорится – есть эти суры, есть аяты. На сегодняшний день в России есть дословный перевод только Корана. Есть толкование Корана только с арабского на арабский, это еще древние ученые толковали. Если Коран состоит из 600 страниц, то толкование на арабский язык выходит в среднем 28 томов. И Коран – это основное руководство, по которому мы живем. Но у нас на сегодняшний день нет такого человека, который грамотно мог бы это толковать. И есть у нас Суннитские течения, есть шиитские течения, есть и другие течения. В России очень распространено Суннитское течение. Это три имама, Абу Ханифа, Ханафитский мазхаб – это в вся Россия идет. Есть шафии – это в основном Кавказ. И два течения, которые не очень распространены в России. И ученые, основатели этих течений, растолковывали Коран, растолковывали Хадис. Брали слова пророка, действия пророка, аяты из Корана. Из этого уже составляли течения. Против этого даже есть как бы…Аяты идут брать дань, всё это. У пророка есть хадис, что если человек убьет другого человека незаконно, он получает такой же грех, что если он убил всех жителей на земле. Если же он спасет одного человека, он получит такое вознаграждение, что он спас всех жителей на земле. И не говорится – христианин это или мусульманин, или другой. В истории даже приводится пример, что когда во время войны, когда еще был пророк, когда захватывали города, когда был Халифат, в то время, если человек принимал ислам, мог спокойно жить. Не мусульманин также жил, но с него требовался дополнительный налог. Люди спокойно жили, спокойно торговали, спокойно существовали. То же самое, когда пророк переезжал в Медину, в Медине вместе жили и иудеи, и мусульмане. Они спокойно сосуществовали. Когда в Саудовской Аравии было гонение на пророка и его последователей в начале религии, то последователей пророк отправил в Эфиопию, где было тогда еще распространено христианство. И их царь, послушав религию, послушав то, что говорит Коран, отрывки из Корана, он прочертил своим посохом черту и сказал, что разница между нашими религиями такая же, как толщина этой черты. И разрешил этим переселенцам, мусульманам, жить в Эфиопии.

Салим Накипович, возвращаясь к вопросу почему ислам ассоциируется сейчас у очень большой части немусульманского мира именно с агрессией, угрозой, терроризмом. То есть вы причину этого видите в том, что образование не оттуда пошло? Или в чем?

Основа в том, что люди, молодежь мусульманская, они понабрали всего, не разбираясь в том, нужно это или не нужно, традиционно – не традиционно, правильно-неправильно. И начали подчиняться своим учителям. И по приказу учителей совершают эти действия.

А учителя откуда?

А учителя – это эмиссары из других стран, эмиссары радикального ислама, которые за это получают финансовую поддержку. То есть для них это бизнес, а для рядового члена, так скажем этой организации, они им пудрят мозги, так скажем, и заставляют совершать что-то. Человек-террорист взрывает поезд. В исламе самоубийство – это вообще очень большой грех также как и в христианстве. То есть первый самый сильный грех – найти сотоварища, второй – оставлять молитву, третий – самоубийство.

Какой первый грех самый большой?

Найти сотоварища богу. Если мусульманин уходит в другую религию. Или помимо бога поклоняется какому то другому божеству.

То есть убийство идет после этих грехов?

Да. И то же самое запрещено в традиционном исламе – убивать тех людей, которые не угрожают вам. В исламе разрешается убивать в случае, когда это разрешено судом, то есть палачу разрешается убивать. Разрешается убивать во время войны, когда человек защищает свое имущество, свой дом, свою семью. И более уже в этом разрешений нет. Они же убивают и детей, и женщин (при взрыве), убивают других мусульман, потому что человек не знает, когда он совершает терроризм, кого именно он убивает. Всё это очень сильно распространяется в СМИ, что это исламский терроризм, а в то же время столько людей, мечетей взрывалось у нас в России, сколько имамов убивали из-за того, что они активно ведут борьбу с этим радикальным исламом. Вот несколько лет назад у нас было покушение на муфтия Татарстана – убили его заместителя, а он сам выжил после взрыва. И то же самое – идет гонение, охота, так скажем, на проповедников традиционного ислама. На Кавказе их очень много. То есть тех людей, которые боролись с радикальным исламом, очень много убивали на Кавказе. И когда чувствуют, что есть сила, способная противостоять их идеологии, единственное решение, которое они находят, - это уничтожить этого человека.

Вопрос задает Алекс Ротт:

«Сколько мусульман в Новосибирске и в Новосибирской области? Есть ли необходимость строительства медресе в Новсибирске и почему был выбран Новосибирск, а например не Омск, где находится муфтият в Сибирском регионе?»

И сколько, по вашим оценкам, относятся к радикальным течениям?


Точно сказать очень сложно. Сложно даже сказать, сколько мусульман. То есть понятие мусульманин – человек, который верит в бога, который исполняет религию. На сегодняшний день мы можем это определить по тому, как люди приходят в мечеть. По пятничным молитвам у нас собирается где-то около 15 тыс. человек.

Это по всем мечетям г. Новосибирска?

Да, в городе. По переписи в Новосибирской области мусульманских национальностей – татары, казахи, турки, таджики, узбеки, киргизы – граждане РФ, выходит где-то около 300 тысяч. Это по Новосибирской области. А кто из них радикальный – это вопрос скорее к нашим правоохранительным органам. Сколько их, откуда они. У нас потоки идут, так как в Новосибирске, получается, транспортная развязка. Прилетают сюда, день-два здесь находятся и разъезжаются уже по другим регионам Сибири. И из-за этого сказать, что есть постоянная радикальная община очень сложно, во-первых, во-вторых, - они к нам не приходят, с нами не общаются, не ведут диалога из-за того, что они понимают, что мы не в одной стороне с ними, что мы ведем с ними идеологическую войну. Из-за этого они у нас не появляются.

То есть вы просто не пересекаетесь совершенно никак?

Да. Иногда бывает, что заходят в мечеть, и то, по ним не определишь, на лбу у них не написано, что радикал.

То есть особенностей одежды никаких нет?

Таких нет. Единственное, мы можем определить по молитве, что это течение такое то, и, возможно, он может быть настроен радикально. И больше никак. Мы напряженно следим за этим. Если эти люди начинают проводить какую-то активную работу с обществом, то в действие вступают наши имамы. Ученые люди с ними общаются, объясняют им, рассказывают, и они уходят.

А с правоохранительными органами вы сотрудничаете каким-то образом в этих ситуациях?

Они бывает приходят, консультируются по каким-то вопросам, спрашивают. Человек если не нарушает закон, мы не можем сделать негражданский арест. По законам нашего государства, пока человек не совершит преступления, он не преступник. Из-за этого мы никак не можем повлиять. Единственное можем вести с ними идеологическую войну – пообщаться, поразговаривать, объяснить.

Вопрос от Валентина:

«Как вы относитесь к построению единого исламского государства?»


Мое мнение – на сегодняшний день во всем мире нет исламского государства. То, что подразумевается в религии под исламским государством, она не действует ни в Саудовской Аравии, хоть она и считается основой ислама, ни действует в других каких-то странах мусульманских. То, что сейчас организовывают в Сирии, этот Халифат, это полностью противоречит основам религии. Самое простое мусульманство ислам после появления самое первое действие у него было – это борьба с рабством. В исламе рабство не признается, не одобряется. Разрешается, но не одобряется. Если человек отпустит раба, для него будет больше пользы, чем от того, что он его содержит. Лучше нанимать работников, чем держать раба. Это исламское государство. Самое первое у них в бизнесе – работорговля, и наркотики. То есть они прикрываются исламом, прикрываются религией, на этом обогащаются. И своих последователей успокаивают тем, что это все по религии. Это фактически полностью противоречит религии.

Много вопросов от людей, которые спрашивают о том, возможно ли посещение мечети не мусульманами.

Да, проблем нет. Единственное условие у нас – чтобы человек аккуратно одет.

А что подразумевается под понятием «аккуратно одет»? Мы знаем, что в православном храме нельзя юбки женщинам надевать, обязательно голова покрытая, шорты нельзя на мужчине.

Да, у нас то же самое. Шорты не должны быть у мужчин, голова не обязательно покрыта. У женщин должна быть покрыта голова и в длинной одежде. То есть в майках, коротких юбках нельзя. Должны быть закрыты руки, ноги и должен быть головной убор. У нас почти каждую неделю проходят экскурсии. То есть туристические компании нашего города организовывают. У них есть тур, «Золотые купола» по моему называются. Они и со школьниками, и со студентами колледжей и институтов проезжают по всем храмам, и мусульманским, и христианским. Наши сотрудники проводят общение, рассказывают историю ислама, рассказывают, как это развивалось в Новосибирске и отвечают на какие-то вопросы. И это у нас вполне обычно, принято. Все люди заходят, пожалуйста, проблем нет.

Вопрос Ольги:

«Как вы лично относитесь к желанию некоторых мусульман отправлять своих дочерей в школу в хиджабах? Каким образом религиозные понятия мусульманской общины должны коррелировать со светским государством? Ведь запрет – это ущемление прав мусульман, а разрешение на ношение хиджаба – это де факто разрушение светских правил и оьычанв русской школы».


Хиджаб с арабского переводится как платок. В прошлом году или позапрошлом в городе было модно ходить в платках, в косыночках, хотя к религии ничего это не относится. У меня три дочки учатся в школе. Они ходят в платках, в косынках – с покрытой головой. В школе их воспринимают нормально. У меня племянница ходит в гимназии в головном уборе, вторая племянница тоже в головном уборе в гимназии ходит.

Они в обычных школах учатся?

Племянница учится в обычной гимназии. Мои дети учатся в обычной школе рядом с домом. И проблем насчет этого я не вижу. То есть понятие «хиджаб» путают с паранджой. Хиджаб – это то, что закрывает волосы. Некоторые думают, что хиджаб – это то, что закрывает полностью всё, в том числе лицо, и у человека остаются только глаза. То есть человек покрывает волосы и ходит в этом. Были случаи – общались с директорами школ, они говорят, что это религиозная атрибутика, что это проповедническая деятельность. Люди ходят с крестиком на шее, это тоже религиозная атрибутика, но никого это не напрягает, не настораживает. У меня дочь учится в девятом классе, ходит в головном уборе, у нее много подружек, ее уважают, и насчет этого проблем нет. Вся школа уже привыкла и директор адекватно относится к этому и нет каких-то осложнений. Это зависит от самого человека, от его возможностей, от, так скажем, отношений к религии. Если у него вера сильная, нет никакой сложности в том, чтобы ходить в головном уборе.

Скажите, а в принципе это во всех новосибирских школах так? Или прихожане жаловались, что в каких-то школах не разрешают ходить девочкам в платках?

Бывало, приходили люди, говорили, что директор запрещает надевать платок, хотя по закону, в Конституции это нигде не запрещено. Это просто внутренний документ какой-то школы и не более.

И что вы делаете в таких случаях?

Пытаемся общаться или же говорим, чтобы люди поменяли школу. Рекомендуем школы, в которых нет проблем, что ходят в головных уборах.

Много школ, в которых это запрещено?

Так я не могу сказать. Но пару раз в год люди приходят, говорят, что ребенок пошел в школу, в первый класс, я отправила в косынке, а директор запретил. У меня родственники в Пашино учатся, ходят в головном уборе. И возле Дома быта в гимназии учатся, ходят в головном уборе, и на Золотой Ниве в гимназии ходят в головном уборе. То есть я знаю четыре школы, где насчет этого нет никаких проблем. Дети учатся хорошо, отношение к ним уважительное, их поведение хорошее. И смотря на это директора школ относятся к ним уже нормально.

А одноклассники? Дети же, как известно, не любят того, кто на них не похож? Не дразнили?

Не дразнили. Насчет этого не было никаких проблем.

То есть не было такого, что приходит дочь из школы и говорит: «Папа, почему я одна в классе в платке, надо мной все смеются»?

У меня сейчас младшая дочка ходит в подготовительный класс, на следующий год пойдет в первый класс. Она в головном уборе. Однажды жена звони и говорит, что привезла дочь в школу и забыла положить платок в свой рюкзак. Жена сказала, чтобы дочь была без платка. А та ответила, что будет в шапке, что не будет снимать платок. То есть она изнутри себя уже подготовила, ей уже неудобно. Старшая дочь, когда в третьем, четвертом, пятом классе забывала зимой платок, она в шапке сидела или со слезами говорила, привезите мне платок, или я не пойду в класс. А насчет того, чтобы дразнить, вообще не было такого ни разу. Наоборот, все ценили, и даже вот у нас когда она в начальных классах училась, существовал 21-й канал, и там проводились религиозные программы, мы проводили проповеди. Когда я приводил ребенка в школу, прибегали, говорили, что по телевизору меня видели, слушали. Отношение было дружественное.

Вопрос задает Ибрагим Тарасович Макаревич:

«Согласно новостям, недавно правительство РФ выделило РПЦ Новосибирска 100 млн руб.на строительство духовных центров. Считаете ли вы, что какую то соответствующую сумму, по справедливости, правительству следует выделить и мусульманской церкви на те же цели?»

Хочу поправить, РПЦ Новосибирской области 100 млн рублей. Выделялись вообще деньги на всю Россию. Новосибирская область получила самый большой транш.


Выделяется, просто это не афишируется. Есть Исламский фонд.

Тут речь идет о правительстве РФ. То есть вы из бюджета тоже получаете средства?

Не то, что из бюджета. Бюджет выделяет в Исламский фонд, Исламский фонд выделяет по всем храмам, мечетям какие-то квоты. По тем же муфтиятам, как говорилось в начале. В Новосибирский муфтият пересылается, они уже распределяют по всем мечетям по надобностям, по нужде.

А порядок сумм вы можете назвать? Сколько выделяется на Новосибирскую область?

Про Новосибирскую область сказать не могу, но в нашу организацию, получается, где три мечети. Летом мы сами существуем на пожертвования прихожан. По возможности строимся, развиваемся. Зимой, когда включаются коммунальные услуги, когда сложно содержать отопление, электричество, мы просим помощи у нашего Центра и Центр нам выделяет. Мы понимаем, что есть организации, которые более нуждаются в этих средствах, в меньших городах, в районных центрах каких-то, там где приходов меньше. Мы обращаемся редко, но в прошлом ноябре, например, у нас не хватало 60 тыс. для погашения задолженности по отоплению, мы попросили из Центра, нам его перечислили. Я знаю, что каждый квартал приходит какой-то транш на содержание мечетей.

Порядок цифр в год можете назвать?

Там тоже миллионами идет. Там идет и от государства какая-то часть, и контролируется она совместно государством и общественностью. И мусульманские олигархи помогают.

Ну, это их личное дело. А мы говорим о деньгах, которые выделяет правительство.

В Казани мечеть «Кул-Шариф», которая была разрушена при Иване Грозном, государство полностью восстановило. На сегодняшний день в Новосибирске историческая мечеть, в 1916 году построена, государство полностью отремонтировало. С нашей стороны был сделан фундамент, государство поставило полностью сруб, крышу, отделка была с нашей стороны.

То есть вы себя ущемленными не ощущаете?

Нет, мы понимаем ситуацию в городе.

Какая ситуация в городе?

По новостям, как я вижу, постоянный недостаток финансов в бюджете. Кое как дыры закрывают. То же самое, что в стране творится с этим долларом. На сегодняшний день нам достаточно того, что мы имеем. И пока на большее не претендуем. Когда будет более легкая ситуация в стране с экономической стороны, планируем обращаться по каким-то своим вопросам, соображениям. Город нам бесплатно выделил на строительство новой мечети в Кировском районе полтора гектара земли. Наше имущество не облагается никаким налогом. Это очень большая помощь со стороны государства, со стороны области, со стороны города. И насчет этого мы довольны отношением.

Вот тут еще уточняющий вопрос от Светланы:

«Добрый день! Я рада, что Вы нашли время для того, чтобы ответить на вопросы пользователей интернета. Спасибо! Я провела много времени в юности за изучением религиозных догм, для себя наиболее близким считаю суфизм. Неоднократно ознакомившись с текстом Корана, Ислам я воспринимаю как одну из наиболее миролюбивых, гуманистических религий (сейчас я не говорю о радикальных течениях, их хватает в любой религии). Скажите пожалуйста, как вы можете прокомментировать последние тенденции разрастания религиозного настроения в обществе? Сейчас я говорю о государственной и поддержанной СМИ пропаганде православия. В частности «православные активисты», поддерживаемые высшими чинами православной церкви.
Россия – многонациональное, мультиконфессиональное государство. Почему складывается ситуация по Оруэллу, где одни «равнее других»? Какова ваша позиция по этому вопросу?»


После развала Союза было всё дозволено, и люди делали всё, что хотели. На сегодняшний день их это уже насытило и людям нужны какие-то границы. И эти ограничения они теперь ищут в религии, ставят для себя какие-то рамки существования – и нравственные, и духовные. Может просто созрели для этого, посмотрели жизнь со всех сторон и выбрали для себя то, что им интересно. По религиозным отношениям, то, что больше к православию относится. Каждый человек, который относится к какой-либо вере, он эту веру видит ближе. На сегодняшний день, большинство руководства страны христианского вероисповедания. И насчет этого нет никаких предрассудков или же какой-то обиженности в плане того, что это так делается. Просто каждый человек хочет помочь своей религии по мере возможности. Есть люди, которые относятся к мусульманству, занимают какие-то чины, постоянно пытаются как-то помочь, что-то сделать, где-то ускорить какое-то движение. То есть каждый человек по мере возможности пытается помочь своей религии, и в этом нет ничего предосудительного. Мы это понимаем. Наши мусульмане если бы были на этих же должностях, тоже самое они бы делали в пользу мусульманской религии.

Много вопросов на тему деятельности православных активистов. Владимир спрашивает:

«Как вы как представитель традиционной религии, относитесь к проведению различных концертов, против которых выступают православные активисты. Я так понимаю, что вы в курсе ситуации. Из последних они сейчас предложили запретить проведение Монстрации – традиционного шествия, которым известен Новосибирск, и Хеллоуина. Вот ваше отношение к самим мероприятиям и к тому, что в светскую жизнь вмешиваются люди, которые называют себя православными активистами».


В каждой светской жизни есть и нравственная составляющая. Мы живем светской жизнью, мы общаемся, мы смотрим телевизор, то же самое в интернете. И все это видят наши дети. Я, допустим, не желаю, чтобы мои дети это видели.

Это всё – что сюда включается?

Те же гей-парады. Мы участвовали в том, чтобы не было его. Была реклама одной фирмы, которая продает мороженое…

Почти топлесс девушка...

Да, против этого тоже мы писали. По поводу Хеллоуина. У нас есть традиционные российские праздники, та же Масленица, Новый год. Есть национальные праздники. У нас – Сабантуй, Навруз. Есть православные праздники, которые проводятся по старым традиционным обычаям. С нравственным воспитанием, там всё аккуратно. А Хеллоуин – это не наш.

Хорошо, не наш. Вы считаете, что его надо запретить?

Так скажем, что широко проводить как Новый год или еще что-либо, это неправильно. Если человек что-то там аккуратно в районе..

У себя на кухне, тихонечко…

Не то, чтобы на кухне. Не справлять, как Новый год.

А сейчас это также широко как Новый год отмечается?

Нет. Но все равно, это распространяется и в СМИ, рассказывается об этом. Почти неделю это муссировали.

То есть вы против?

Да.

А мы можем ожидать того, что к православным активистам присоединятся мусульманские активисты, которые тоже будут за нравственность?

Если обратятся, будут подписи собирать, мы не будем против этого.

С Хеллоуином понятно. А с Монстрацией?

Да в принципе, наверное, то же самое отношение, что и к Хеллоуину будет скорее всего.

Тоже запретить?

Не то, чтобы запретить, освещать не очень широко.

А что значит, не очень хорошо? Давайте проведем проработку понятийного аппарата.

Сабонтуй у нас проводится. Для этого нам выделяется Центральный парк.

Хорошее место, в центре города. Большое место.

Все, кто хотят, приходят туда.

Вам же не говорят, езжайте куда-нибудь за Мочище. Вот вам полянка, проводите.

Я про то же самое говорю. Выделить небольшой парк, пожалуйста, в этом парке проводите.

Ну так вот они и идут, шествие.

Вот именно, шествие, а у нас-то нет никаких шествий.

Ну это формат разный.

Пожалуйста, вот в этом формате – вот парк, в формате этого парка проводите. Делайте конкурсы, танцы.

Монстрация – это немножко другое.

По Хеллоуину имеется ввиду. Так идти по городу разукрашенным в каком-то костюме. Может он грабитель, может он что-то еще.

Грабитель может быть и в костюме клоуна, как мы знаем) То есть Хеллоуин – нехорошо, Монстрация – нехорошо. Концерты, против которых протестовали – Мэрилин Мэнсон, черный рок и т.д. Их тоже надо запрещать?

Они так не освещаются, скажем, прямым эфиром или еще чем-то. В новостях проходит – кто хочет, приходите, слушайте. Запретами эти вопросы не решишь. Надо решать вопросы проповедью, то есть объяснять своим прихожанам, что это нехорошо, это запрещено, это не нравственно. Из-за чего это все проходит, из-за того, что есть спрос. А убрать этот спрос – задача каждого проповедника. То есть нравственно воспитать свой приход, свою паству, чтобы они к этим вещам уже не относились. Не будет спроса, не будет концертов.

Миссионерской деятельностью вы занимаетесь? У нас здесь были главы разных конфессий. Раввин Новосибирской области говорил о том, что иудаизм в принципе этим не занимается, не пытается расширить свои ряды за счет людей, которые другого вероисповедания, либо вообще агностики либо совсем неверующие. По большому счету то же самое связано с буддизмом. Они не занимаются миссионерской деятельностью. Как с этим дело обстоит в исламе?

У нас то же самое. В религии нет насилия. Миссионерская деятельность у нас не развита. Люди приходят, бывает человек приходит, говорит, у меня отец татарин, я сам татарин, но крещеный после союза по неграмотности. А сейчас хочу вернуться. В этих случаях мы ему рассказываем, объясняем, что делать в таких случаях. А так, чтобы где-то ходить проповедовать, приглашать, такого нет и не развито.

Человеку другого вероисповедания перейти в ислам сложно или нет? Если брать исламское государство, которое сейчас организуется на территории Пакистана, при том, что там радикалы, там же колоссальное количество людей из Европы, у которых корни то в общем то христианские.

У нас человек должен совершить обрядовое омовение. И после этого сказать, что нет бога, кроме Аллаха, и Магомед – его посланник.

И всё? Он мусульманин?

Да. Вера, ислам у человека в душе. Каких-то амулетов, обрядов у нас нет. Человек должен при свидетелях сказать, что он уверовал и для него становится обязанностью исполнять молитвы, исполнять каноны ислама. Если он их совершает, значит он истинный мусульманин, если он их не совершает, значит он для себя или для кого-то это всё сделал.

Отношение в общине к людям, пришедшим из других религий, из других национальностей, оно какое?

Обычное отношение. Не дает никаких привилегий.

Рамил спрашивает:

«Ассаламу алейкум. Как мы знаем сегодня Ислам живет трудные моменты. Как долго и на столько без опасно эти новые движения «Исламские Халифаты».Они созданы и финансируется для раскола в Исламе или показать миру как опасно Ислам для общество?Еще скажите пожалуйста Пророк Мухаммад (в.с.в.с) говорил от том, что «Мой уммат проживет 1500 лет».Все эти расколы не этому подтверждения словам Расул Аллаха?Вы мне знайте хорошо.Мы свами давно знакомы».


Вообще, вот эти радикальные течения, мое мнение, я вижу их, общаюсь с ними, это вид бизнеса, так скажем.

А в чем бизнес?

Я сам учился в Саудовской Аравии в 96-98 годах. Но я туда поехал подготовленным. Я был юношей, мне было 18 лет, но я вырос в мусульманской семье.

Да, это интересная вещь, которую имеет смысл сказать, пока есть время. То, что ваша семья полностью религиозная.

Да, я уже в третьем поколении имам. У меня дедушка был имамом, отец имамом. И я имам. У меня брат здесь же работает. И вот с братом мы поехали в Саудовскую Аравию уже готовые, то есть мы знали, что такое религия, что есть хорошо, что есть плохо в религии, какие есть течения и какие есть расколы. Мы туда поехали чисто для того, чтобы поучить арабский язык. То есть свободно говорить и читать книги потому что многие книги идут на арабском языке, и чтобы развивать себя, получать какие-то знания, нам нужен арабский язык. И вот там были люди, которые проповедуют, допустим, какое то течение, они богатые, они пытаются распространить свое течение. То есть приготовить эмиссаров в других странах, чтобы они распространяли его течение. То есть у человека есть возможность помочь своему течению. Они вербовали, брали молодежь, финансовую помощь оказывали, содержали их – снимали квартиры, давали пропитание, давали транспорт, чтобы двигаться во время учебы. После этого, по возвращении учеников в Россию, продолжали осуществлять финансовые потоки, чтобы они здесь проповедовали это течение. Оно радикальное или не радикальное, но у человека есть свое течение, которое он хочет, чтобы развивалось, увеличивалось, набирало силы. У нас был человек, который ездил на паломничества, и просто с паломниками собирался, фотографировался где-то по пути, и давал фотоотчет, мол туда их возил, вот наши последователи, хотя эти паломники были не в курсе. Экстремистские – тоже самое, идет и поток оружия, и поток наркотиков. Кто-то пытается через эти экстремистские течения открыть дороги для наркобизнеса, дороги для торговли оружием. Это вверху идет из-за денег, из-за финансов. В этом случае, ислам, какое-то течение – это чисто их агитационное оружие, прикрытие. А насчет того, что религия закончится, которой тысячи лет. У Пророка есть хадис, что перед Судным днем ислам разделится на 73 течения, из этих 73 течений только одно будет правильным.

А сколько их сейчас?

На сегодняшний день очень сложно сосчитать. Может быть уже и есть эти 70 течений. Потому что разделяются на подтечения. Те же самые салафиты делятся на три-четыре течения. А определить, про какие течения – или основные, или все течения, это очень сложно. У нас нет знаний и грамоты, чтобы растолковывать эти слова пророка.

Есть вопросы не очень приятные. Есть напряженность, связанная с мигрантами из мусульманских стран бывших советских республик. Татьяна Юрьевна спрашивает:

«Зачем нам провославным такое огромное количество мечетей в нашем русском, провославном городе? Попробуйте представить себе такое количество провославных церквей у себя на исторической родине».

Насколько вы часто сталкиваетесь с неприятием со стороны титульной нации, скажем так?


Встречаются люди, которые неадекватно относятся к другой религии. Если посмотреть, говорят, зачем нам столько мечетей. В Турции, мусульманская основная страна, государство строит церкви, там существуют приходы, есть прихожане. В Сирии, в Дамаске я был проездом, там стоит историческое здание, где с одной стороны вход, там церковь, с другой стороны вход – там мечеть. И государство полностью содержит. В исламских странах есть церкви, и государство их содержит. Здесь есть люди, у нас в -30, в -40 люди на пятничную молитву молятся во дворе – не хватает помещения. Но на Красина у нас мечеть, мы там строим вторую комнату, то есть пристройку делаем, увеличиваем помещение, чтобы люди могли помолиться в тепле. Если мигранты приходят, если они здесь работают, им дают работу, им нужно удовлетворить своё духовное желание, насытить свою духовную пустоту религиозными обрядами и эти обряды проводятся.

Можно сказать, что если не будет возможности заполнить эту духовную пустоту возможностью прийти в мечеть и религиозными обрядами, то это будет заполнено чем-то другим?

Да, на сегодняшний день, когда люди говорят, что в мечети места мало, давайте на той квартире, мы там собрались, сняли квартиру, там молимся. И там же проводят такие проповеди и экстремистского, и другого течения, которые не сулят ничего хорошего нашему городу и нашей стране. Если не будет мечетей, если будет дефицит, люди пойдут по этим квартирам, и в этих квартирах уже бог знает, кто что будет проповедовать и бог знает, кто оттуда будет выходить. Или он выйдет добрым человеком, или террористом, этого уже никто не сможет сказать.

Как вы относитесь к празднованию Нового года?

Обычный праздник. Выходные дни. Есть возможность провести время со своей семьей, с детьми. Это семейный позитив, чтобы семья, дети могли насладиться своей беззаботной жизнью.

Вопрос задает Магдалена Борисовна:

«Считаете ли вы, что мусульмане Новосибирска должны жить по законам Шариата?»


По законам Шариата мы не можем жить, потому что по закону Шариата налог 2,5%. То есть мусульманин должен платить налог – 2,5% от лишнего имущества. То есть, если у него имущества 93 грамма золота накопилось, это имущество просуществовало один год, то есть лишнее имущество.

А что значит лишнее имущество?

То есть имущество, которым вы не пользуетесь. Ковер постелен на полу для теплоты. Ковер на стене – для красоты, это уже лишнее, с него налог. Квартира, где вы живете, - для вас. Вторую квартиру сдаете в аренду – с нее платите налог.

Куда этот налог платится?

Нуждающимся беднякам. В исламских государствах есть специальная организация.

А в мечеть не вносится?

Нет. У нас есть специальный ящик, это имущество дается только нуждающимся, ученикам, путешественникам. Но не имеем права мы его потратить на строительство мечети или еще что-то. То есть в этот ящик люди кидают лишнее имущество. Из сорока частей одна часть идет. Если на современные проценты перевести, это выходит 2,5%. И к нам приходят – кого-то ограбили, кто-то погорел, ребенку на лечение. Мы эти деньги раздаем нуждающимся.

Что еще невозможно выполнить из законов Шариата?

У нас и суды должны быть шариатские. На сегодняшний день Шариатского суда в мире даже нет. Везде конституция, везде светские законы. Сперва мы должны подчиняться тем законам, где мы живем, после этого уже подчиняться законам своей религии.

Отличное завершение нашей сегодняшней беседы. Спасибо вам большое. Я напомню, что сегодня у нас в гостях был Салим Шакирзянов, имам-хатыб Новосибирской области.

Включите поддержку JavaScript в браузере
Мы очень хотим показать больше новостей, но у Вас отключен JavaScript
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления