25 марта завершилось первое в мире кругосветное путешествие на надувном катамаране. Руководитель Анатолий Кулик вернулся на остров Пхукет в Таиланде вместе с участниками заключительного этапа экспедиции дипломатом и координатором по связям с общественностью Евгением Ковалевским, оператором Евгением Ташкиным и штурманом Станиславом Березкиным. 2 апреля путешественники дали пресс-конференцию в Новосибирске, рассказав журналистам о целях экспедиции, самых тяжелых моментах кругосветки, возможностях посещения стран без виз, а также о бытовых сложностях в открытом океане.
Справка: Экспедиция Кулика стартовала в феврале 2008 года из Таиланда, за время кругосветного путешествия в ней приняли участие около полутора десятка человек, сменявших друг друга на разных этапах, бессменным оставался руководитель. Экспедиция прошла по маршруту: Таиланд – ОАЭ – Кейптаун – Намибия – Атлантический океан – Бразилия – Аргентина – Гваделупа – Куба – Ямайка – Тихий океан – остров Санта-Круз – Маркизские острова – Французская Полинезия – острова Кука – Соломоновы острова – Бали – Таиланд. Заключительный этап экспедиции начался 3 марта 2012 года в Бразилии.
Расскажите о таких моментах в экспедиции, когда вы подумали: «Всё, приплыли»?
Березкин: Это было не в открытом океане, а у причальной стенки, в Джакарте (Индонезия), на севере Яванского моря был сильный шторм. Оторвало у катамарана швартов и разбило поплавок, мы в это время жили в городке посольства. Трое суток пытались его заклеить, казалось, наш поход закончился, но потом прорезали носовую секцию поплавка, вставили в него запасную емкость и накачали.
Кулик: Да, до конца кругосветки оставалось пешком дойти, и тут поломаться, причем на берегу — это было стрессовое состояние!
Ковалевский: Когда первый шквал в 50 узлов накрыл на первом же переходе в Карибском море, у нас стоял полный грот (парус. — Е.Г.), а при таком ветре был почти неминуем переворот. Это был единственный раз, когда мне показалось, что была угроза для жизни, а Кулик говорит, что всегда, все дни, пока мы были в океане, мы могли получить ситуацию, когда мы затонем.
Кулик: Во время передвижения от Гоа до Омана мы вдвоем с путешественником Алексеем Саратовкиным попали в трехсуточный шторм, наш 28-футовый катамаранчик бросало на 6-метровых волнах, там были у меня мысли, что это волна последняя. А самыми тяжелыми были три месяца последнего этапа, когда мы шли через Индонезию, — из-за встречного ветра, течения, дождя судно долбило так, что мозги отделялись от черепа.
Каков самый долгий срок пребывания в океане?
Кулик: 31 день в Атлантике, путешествие от Намибии до Форталезы (Бразилия).
Как вы попадали на территорию других стран?
Ковалевский: Таможня, пограничники, карантин, полиция, ФСБ — все это нужно проходить. Где-то виза нужна заранее, где-то ее дают с ходу, где-то просто не хотят принимать. И тогда мы пользовались версией, что мы терпим бедствие: в таком случае, по морским законам, выгнать не могут. Из-за ураганной опасности мы не могли идти мимо Австралии и пошли вдоль Индонезии, к которой нельзя подходить ближе, чем на 25 миль. Разрешение получить было нереально, но мы не могли долго без еды и воды, поэтому зашли за ними. На берегу сказали, что затонем, и показали дыру в катамаране. На французском острове Времен действует запретная зона, куда нужна шенгенская виза и специальное разрешение. У нас не было ни того, ни другого. У нас же переломало стрингеры, мы не могли двигаться в сторону Мадагаскара от Маврикия, мы вызвали по рации портовые службы, пограничников, объяснили, что сломалось, а после трое суток ремонтировали судно.
Вы специально ломали катамаран, чтобы попасть на землю?
Ташкин: На Каймановы острова заходили, там тоже нужно спецразрешение. Когда мы зачалились, то показали некоторые элементы нашей конструкции и сказали, что это ненормально, когда на скрутках, на веревочках что-то прикручено, и они подумали, что это катастрофа. А у нас штатная скрутка стоит на катамаране, но смотрится убойно. Мы ничего не ломали, просто просили посмотреть на нас.
Кулик: Нужно было вызывать сочувствие.
Ковалевский: Сейчас у нас такой опыт, можно куда угодно забросить, хоть на Марс, и мы будем решать задачи.
Расскажите о бытовых мелочах…
Ковалевский: Не было туалета нормального. Спрашивают люди: как? Да вот, кто как умеет. Когда идет судно, на волнах прыгает, и вот кто как сумеет. Это проблематично.
Ташкин: Держишься за ванту, элемент такелажа, и вот, глядя в океан, отдаешь дань. Мы потом шутили: главное — домой приехать, не встать на подоконник и, за шторки держась, не сделать то же самое.
Ковалевский: Кулик мог с утра овсяную рисовую кашку сварить, вечером — супчик, днем: питайтесь сами, у нас было сухое питание Energy Diet, которое разводится водой.
Ташкин: Ловили рыбу, иногда она сама к нам залетала. Как описывается у Хейердала (норвежский путешественник. — Е.Г.), когда дежурный выходит, собирает вокруг палатки рыбу, кальмаров.
Ковалевский: Сложно быть соленым очень, мыться нечем. Соленым быть сутки, двое, трое, четверо… и вот потом этот клуб четырех коней начинает изрядно пахнуть, и не знаешь, куда от этого убежать — убежать некуда.
На скольких катамаранах вы проехали вокруг света?
Кулик: Сменили всего 4 судна. Первый катамаран у нас развалился в Индии, мы его заново сделали, собрали за 4 суток. Второй и третий катамаран до сих пор живые, они ходят по российским акваториям. Первый тоже живой — мы его продали, владелец нам прислал фотографию, он поплавки на нем поменял. Конструкция менялась в соответствии с тем, как мы набирали опыт конструирования. При сборке последней конструкции появилось понимание, сейчас я бы сделал так, что конструкции выжила бы изначально.
Анатолий, вы вчера в аэропорту сказали — наверное, сгоряча, — что теперь только Обское море и Байкал? Какие у вас сейчас планы?
Кулик: Конечно, сгоряча. (Смеется.) Но пока у меня планов по путешествиям нет. На одном из сайтов любителей таких путешествий написано, что мы все рекорды поставили. Но рекорды впереди есть, мы прошли далеко не все. Можно пройти быстрее, интересней или другим путем, когда-нибудь кто-нибудь сделает это в одиночку. Но у меня сейчас есть масса творческих затей, связанных с конструкцией, у меня другой план действия, я хочу создавать суда, надежные, с одной стороны — для океана, но для океана по большому счету они никому не нужны, а нужны, чтобы путешествовать по Байкалу, по Новосибирскому водохранилищу, Волге, всей России.
Что нужно обычному новосибирцу, чтобы стать кругосветным путешественником?
Кулик: Надо брать и путешествовать. У нас была спортивная экспедиция через океаны, цель была не по странам проехать посмотреть. То, что мы сделали, стоит в сотни раз дороже, чем просто на самолете, на теплоходе, на лайнере бизнес-класса пройти. Хотите путешествовать — путешествуйте, надо просто встать с дивана. Я никого не призываю то, что я делаю, повторять, это страдания достаточно большие, это экстремальная экспедиция, тем более это впервые сделано.
Елена Громкова
Фото ocean.energydiethd.com (1, 3), Екатерины Калиневич (2)
Видео ocean.energydiethd.com