27 октября вторник
СЕЙЧАС +9°С

Где наша лодка?

Военные списывают субмарину «Новосибирск», ветераны предлагают установить ее на набережной Оби, но эксперты считают это авантюрой

Поделиться

Поделиться

Справка: Дизель-электрическую подводную лодку Б-401 серии 877 «Палтус» собрали в 1982 году на заводе в городе Горький (сейчас Нижний Новгород). В 1984 году ее спустили на воду. Лодка имеет веретенообразный корпус, шесть торпедных аппаратов (в боекомплекте 18 торпед или 24 мины) и два дизель-генератора. Глубина погружения — 240–350 метров, автономность плавания — 45 суток, экипаж — 57 человек, скорость — 10–17 узлов. В 1980-х выполняла боевые задания в Средиземном море (Ливийский залив) и в Баренцевом море. В 1998 году переименована в «Новосибирск», так как город взял над ней шефство.

Подводная лодка «Новосибирск» стала третьей субмариной, над которой город взял шефство. До нее были два «Новосибирских комсомольца» — на первое судно в 1943 году собирала деньги молодежь из НСО, вспоминает председатель Новосибирского военно-морского собрания Валентин Абрамчик. Он неоднократно возглавлял новосибирскую делегацию, которая навещала опекаемые городом лодки.

По его словам, связь города с подшефными субмаринами не ограничивалась официальными поздравлениями в День ВМФ — на борту служили десятки новосибирцев, город даже отправлял им шубы и теплую одежду.

По данным газеты «Коммерсантъ», в 2011 году подлодка «Новосибирск» находилась на вооружении 161-й бригады подводных лодок Кольской флотилии разнородных сил в городе Полярный, экипажем командовал капитан 3-го ранга Александр Правдин. По информации электронной энциклопедии российского подводного флота «Штурм глубины» (deepstorm.ru), 28-летняя подводная жизнь субмарины была наполнена событиями. В 80-е лодка выполняла боевые задания в Средиземном море (Ливийский залив), участвовала в поиске судна НАТО в Баренцевом море, а в 1995 году на ее борту матросы устроили пожар во время уборки — огонь потушили своими силами.

До 1 декабря 2012 года лодка будет находиться на вооружении флота, затем ее выведут из боевого состава. «Новосибирск» отправится в утиль, если до этого срока губернатор региона или мэр города не обратятся в Минобороны с официальным письмом, в котором заявят о своей готовности оплатить транспортировку подлодки. Само судно в этом случае достанется городу бесплатно, подчеркнул Валентин Абрамчик.

В 2011 году ветераны Новосибирского военно-морского собрания, бывшие военные моряки, предложили устроить на набережной реки Обь мемориальный комплекс «Флотская слава», центром которого станет подводная лодка, с которой у города давняя и прочная связь. Проект комплекса разработал известный скульптор Александр Чернобровцев — автор Монумента Славы.

Городские власти поддержали начинание — военно-морской парк отражен в генплане, под него отведен участок недалеко от гостиницы «Обь».

Год назад мэр Владимир Городецкий одобрил идею общественников. 10 августа на встрече с журналистами он подтвердил, что мнение не изменилось. Однако ни тогда, ни сейчас в его речи не звучало четкого намерения финансировать проект: «Тут надо, чтобы не только инициатива была, но еще и средства — чтобы эти общественные организации смогли хоть какую-то часть инициативно профинансировать».

Но план ветеранов морского флота найти деньги самостоятельно оказался провальным. На счет благотворительного фонда, созданного ими год назад, было перечислено всего 200–300 руб., сетует Валентин Абрамчик.

Транспортировку лодки мэр Владимир Городецкий оценил в 34 млн руб. На то, чтобы создать береговую часть мемориального комплекса на набережной, потребуется еще 100 млн руб., подсчитал Валентин Абрамчик. По словам ветерана, после Дня ВМФ (в этом году праздновался 29 июля) к судьбе братской подлодки выразил свое неравнодушие губернатор НСО Василий Юрченко. Он поручил специалистам подсчитать финансовую целесообразность транспортировки субмарины в Новосибирск. Свои надежды на то, что проект воплотится в жизнь, Валентин Абрамчик связывает теперь, в том числе, и с результатом этой работы.

Заместитель руководителя Обского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства Юрий Хохлов в беседе с корреспондентом НГС.НОВОСТИ сообщил, что к ним с просьбой разработать проект транспортировки подлодки пока не обращались. Оценив габариты судна, он признал: тот, кто попытается перевезти его в Новосибирск, столкнется с большими трудностями.

По длине и ширине (72,6–73,8 метра, 9,9 метра соответственно) судно не встретит препятствий на участке от устья Томи до плотины ГЭС на Оби. Но его осадка — 6,2 метра — слишком велика для обских глубин.

«Максимальные глубины, которые мы имеем здесь в весенний период, не превышают 4,5 метров», — предупреждает эксперт по судоходству. Он предположил, что, если снять с подлодки щелочные аккумуляторы и дизельный двигатель, слить топливо и демонтировать торпедные отсеки, осадку удастся понизить до 3,5 метров.

Тогда лодка сможет пуститься в путешествие на буксире по воде, не опасаясь сесть на мель, но этот процесс займет как минимум два года, подсчитал Юрий Хохлов. Первый этап транспортировки — по Северному морскому пути от Мурманска до Обской губы — вероятней всего, закончится в Нижневартовске, где лодку оставят на зиму. Второй этап — до Новосибирска — начнется только весной. Учитывая, что на разработку и согласование такого проекта требуется около 12 месяцев, в Новосибирске лодка причалит не раньше, чем через 3 года.

Вероятней всего, до этого срока городу она и не понадобится. В проекте городского бюджета на 2013–2015 гг. нет средств на создание музея на воде, и перекраивать казну ради такого проекта не имеет смысла, уверен депутат Совета депутатов Новосибирска, член комиссии по бюджету и налоговой политике Владимир Алексеев. По его мнению, у города есть более насущные потребности — строительство третьего моста и переселение жителей ветхих домов. К тому же грядущее секвестрование федерального бюджета заставит муниципальную казну урезать свои расходы.

Перенос подводной лодки депутат рассматривает как частную авантюру — проект, который имеет право на существование, только если финансируется за счет спонсорских средств.

Бывший главный архитектор города Валерий Арбатский частично разделяет эту точку зрения. Подводная лодка, пришвартованная недалеко от городской пристани, по его мнению, не станет местом массового паломничества горожан. «Это может быть достопримечательностью только для узкого круга людей, которые увлечены морской романтикой», — считает он. Тем не менее субмарина на набережной могла бы стать памятным местом для тех, кто служил на флоте. Среди новосибирцев таких немало, а городская среда, как известно, должна учитывать интересы всех категорий горожан, заключил бывший главный архитектор.

Дарья Староверова

Коллаж Анны Золотовой

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!