NGS
Погода

Сейчас+11°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+11°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как +9

3 м/c,

ю-в.

740мм 62%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Дороги и транспорт Компостеры: месть падших

Компостеры: месть падших

В новосибирских автобусах запустили бескондукторную систему оплаты проезда

В каждом автобусе устанавливают по три устройства

1 июня мэрия Новосибирска совместно с платежной системой «Золотая Корона» провела презентацию «пилотного проекта системы самообслуживания пассажиров в городском общественном транспорте». Фактически в автобусах начали устанавливать электронные компостеры. В мэрии и «Золотой Короне» уверяют, что устройства позволят победить коррупцию среди кондукторов и сделать оплату поездки удобнее. Однако экономический эффект от инновации пока не очевиден — сами кондукторы из автобусов никуда не исчезнут.

По мысли авторов идеи, система должна стать следующим этапом эволюции проекта «Транспортная карта». На поручнях автобуса устанавливают несколько считывающих карты устройств — ридеров, к которым пассажир прикладывает транспортную карту.

Если у пассажира нет транспортной карты, он передает деньги кондуктору, который обязан опять-таки провести оплату через ридер — уже с помощью собственной контрольной карты. Небольшой красный корпус из вандалоустойчивых материалов заключает в себе монитор, считыватель и маленький принтер. На каждом билете, помимо прочего, указывается остаток средств на карте. «Мы все помним систему компостеров. Это примерный аналог, но на другой технологической базе», — подобрал доступное описание исполнительный директор «Золотой Короны» Петр Мазанов. Инновацию решили опробовать на автобусе № 68 «Речной вокзал – ул. Твардовского». С 1 июня 8 автобусов, оборудованных ридерами, начали курсировать по этому маршруту. «Это разработка именно для России, позволяющая решить проблемы именно российских транспортных предприятий», — заметил Петр Мазанов.

Надежность электронных компостеров проверят в автобусах, идущих в рабочий микрорайон КСМ

Этой специфической российской проблемой оказалось воровство кондукторов, аккуратно дали понять организаторы презентации.

«Понятно, что часть средств кондуктор присваивает», — констатировал начальник управления пассажирских перевозок мэрии Валерий Новоселов. Моральный облик кондукторов оказался единственным экономическим доводом за установку терминалов, который смогли назвать авторы проекта. Теперь коррупцию заменит скромная комиссия «Золотой Короны» — 2,5 % с каждого проданного билета. Впрочем, что помешает нечистоплотному кондуктору взять деньги, но не прикладывать собственную карту к ридеру, бизнесмены и чиновники не пояснили. Второй, не экономический довод, по словам Валерия Новоселова, — это удобство пассажиров.

Московский опыт — то есть установку в автобусах турникетов и ликвидацию кондукторов — в мэрии Новосибирска изучили, но назвали скандальным и неудобным.

На билете печатают всю информацию о поездке — даже остаток средств на карте

«В Москве это вылилось в очереди в автобусы. Негатив идет до сих пор с этими турникетами — посадка с задержками. Поэтому приняли нашу систему. Такие системы, как у нас, работают в Чехии, в Германии и так далее», — объяснил господин Новоселов. Впрочем, в чешских автобусах кондукторов нет. В Новосибирске отказаться от людей не решились — им просто поменяют должность. «Кондукторов переводят в контролеры», — пояснил господин Новоселов.

Партнеры финансируют проект совместно, хотя большую часть затрат взяла на себя «Золотая Корона», заявил Валерий Новоселов. Цену вопроса он назвать отказался, сославшись на то, что цена пилотного проекта не показательна. Изготавливают электронные ридеры новосибирские предприятия.

«После отработки на пилотном проекте будем ставить систему на другие маршруты — сперва на муниципальные, потом на другие», — заявил Валерий Новоселов.

В свою очередь, в «Золотой Короне» говорят, что уже мечтают скрестить транспортную карту с системой мониторинга транспорта на базе ГЛОНАССа. Это позволит дать транспортникам исчерпывающую информацию о том, где люди чаще входят в автобус и выходят из него, сделав планирование маршрутов более эффективным, уверяет Петр Мазанов.

Теоретически новая система в будущем может позволить отказаться от части кондукторов-контролеров: один человек сможет проверять билеты сразу в нескольких автобусах — подобно контролерам в электричках. Впрочем, пока в мэрии не готовы признаться, что готовят серьезные сокращения кондукторов. «Какое-то количество людей окажется излишним, однако работа им будет», — осторожно говорит Валерий Новоселов.

Петр Малков

Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления