Заседание Архитектурно-градостроительного совета мэрии в четверг, 20 августа, проходило на редкость спокойно. В условиях спада в строительстве облик сразу двух районов будущего Новосибирска обсуждался «в теории», и от прежнего накала дискуссий не осталось и следа. Проекты перепланировки уже застроенных территорий заказывает мэрия Новосибирска, однако ни инвесторов, ни конкретных сроков реализации у них нет. Жилой район «Прибрежный», спроектированный вдоль Оби ниже улицы Владимировская, должен обрести свой окончательный вид примерно к 2050 году. Корреспондент НГС.НОВОСТИ осмотрел небоскребы на месте известной «нахаловки» и понял, что в среде новосибирских архитекторов есть принципиальный спор на тему «Как нам обустроить Обь».
Проект детальной планировки жилого района «Прибрежный» и прилегающих к нему территорий по ул. Владимировская и Сухарная по заказу мэрии Новосибирска выполняло ООО «Персональная творческая мастерская архитектора Деева Н.Н.». Согласно публикации на сайте муниципального заказа, в сентябре 2008 года мастерская выиграла соответствующий конкурс и согласилась выполнить проект за 2,2 млн рублей.
Справка: Участок жилого района «Прибрежный» в 271,5 га ограничен дамбой Димитровского моста, улицами Владимировской, Сухарной, створом перспективного моста через Обь в районе реки Ельцовка-2 и берегом Оби. Здесь расположена группа промышленных объектов, частный сектор (102,7 га), комплекс железнодорожной больницы, квартал многоквартирной застройки, складская зона на месте фабрики «Сибирь». Обеспеченность этой территории магазинами, объектами спорта, образования, сферы услуг, культурно-досуговыми учреждениями низкая. (Данные пресс-центра мэрии)
Территория «Прибрежного», где сейчас проживают 8,6 тыс. человек, более известна новосибирцам как «нахаловка» — так в советских городах называли районы частного сектора с преимущественно стихийной застройкой. В характеристике территории, предоставленной проектировщиками, указано, что береговая линия Оби (64 га) на данном участке не застроена, 6,85% жилищного фонда признаны ветхими, а 20% находятся в санитарной защитной зоне предприятий и других объектов. Инженерные сети и коммуникации также названы «ветхими».
Под многоэтажную жилую застройку на берегу Оби предполагается отвести около 100 га, а площадь неиспользуемой территории свести к нулю. Спортивные объекты (крытый футбольный стадион на 20 тыс. и автодром на 10 тыс. зрителей) расположили в северной части района, на границе с Заельцовским бором, который под застройку не попадает. Как пояснил Николай Деев, в районе спортивного «ядра» набережную предлагается укрепить дамбой, а на участке от Димитровского моста до ул. Саратовской — сформировать многоэтажные жилые комплексы с выходом к реке. «Во всех генпланах города с 20-х и 30-х годов решалась проблема выхода центральной части Новосибирска к речному фасаду в Железнодорожном и Заельцовском районах. Они предусматривали вынос с этих территорий промышленных предприятий, малоэтажной застройки», — вспоминает Деев.
20 августа главный архитектор «Прибрежного» говорил о возможном перепрофилировании здешних предприятий с выносом опасных производств, поскольку при наличии санитарных зон шириной до 300 метров строительство в этом районе будет непривлекательным.
Транспортная проблема решается созданием транзитной магистрали (ул. Прибрежная) от Заельцовского бора до Южной площади. Перпендикулярные улицы свяжут Прибрежную с Владимировской, а пешеходные коридоры перекинутся через железную дорогу. В районе предполагается разместить три станции метрополитена Дзержинской линии и 27,6 тыс. автомобилей в гаражах и на парковках. Площадь транспортных коридоров возрастет с 17 до 47 га.
Дискуссия вокруг проекта развернулась по вопросу, возводить ли на берегу жилые многоэтажки или следует разбить там парк. Николай Деев согласился, что советские архитекторы хотели создать на правом берегу Оби парковую зону от Ельцовки до самого устья Ини: «Сейчас это будет накладно. На набережной надо создать такой градостроительный ритм, чтобы и отдыхать, и жить». В ответ зам. гендиректора по проектированию ОАО «СИАСК» Михаил Ельский сообщил, что зона эта подтопляемая, и напомнил коллегам об аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Главный архитектор Новосибирска Владимир Фефелов встал на защиту проектировщиков, заметив, что они с задачей справились, а сам район очень заманчив, но на него наложили отпечаток предприятия, склады и инженерные сооружения. Мэр Владимир Городецкий проект утвердил, но попросил при доработке учесть вопросы подтопляемости и изучить радиационную обстановку в устье реки Ельцовка-2.
Отвечая на вопрос корреспондента НГС.НОВОСТИ о том, почему мэрия заказывает перепланировку районов, не имея инвесторов для этих территорий, Владимир Городецкий сказал: «Мы начали огромную работу по превращению генерального плана в прикладной материал для детальной планировки территории города. Таким образом, мы исключаем вопросы несанкционированного строительства, возведения объектов, не соответствующих назначению территорий. Мы не ждем, когда оживет стройиндустрия и застройщики будут хаотично предлагать свои проекты, а создаем предпосылки дальнейшего планомерного развития города и четкое видение предназначения всех территорий города».
Константин Пономарев
Фото автора (2, 3), схемы из материалов Архитектурно-градостроительного совета