Почему Лоренцо и Оливия спрятались от мира?
Казалось бы, Бертолуччи не было никакой необходимости ждать целых девять лет, чтобы снять что-то вроде парафраза скандальных «Мечтателей». Историю про троих юных экспериментаторов, уединившихся в роскошной парижской квартире, на этот раз сменил камерный сюжет, почти все события которого разворачиваются в подвале римской многоэтажки. Именно там находят временный приют два главных персонажа, объединенные кровью общего отца, но вскормленные молоком разных матерей.
Прыщавый 14-летний интроверт Лоренцо, похожий одновременно на юного Малкольма Макдауэлла и нашего Плюмбума (помните, был такой страшненький подросток в одноименном фильме), не очень ладит с окружающими и особо не пытается выстраивать коммуникации с миром. Наоборот, даже собственной матери задает все более неудобные вопросы. Например, такой: «Если бы мы вдруг остались в этом мире одни, то во имя продолжения рода человеческого ты бы сделала со мной ребенка?». Даже эмансипированной и моложеватой мамочке Лоренцо, которая больше похожа на сестру, слушать такие вещи от собственного ребенка не очень приятно.
С помощью таких диковатых провокаций сыну хоть как-то удается дистанцироваться от слишком плотной опеки. Но все равно время от времени ему случается переходить на крик. Только таким образом Лоренцо удается убедить мать не подвозить его к автобусу, который отправляется на горнолыжный курорт, где ему с одноклассниками предстоит провести неделю отдыха. Однако юноша в автобус не садится, а вместо этого тайно возвращается обратно и проникает в подвал своего дома, в котором из запылившегося антиквариата обустраивает себе келью для семидневного проживания. Но одиночество Лоренцо вскоре нарушает его единородная сестра Оливия…
Что интересно отметить: годом раньше похожая история была предложена в израильском фильме «Обмен», герой которого каждый день говорил жене, что идет на работу, а сам отправлялся в подвал своей многоэтажки, где вместе с таким же странноватым соседом коротал отпущенное для жизни время. Такой, знаете ли, хаус-дауншифтинг: уход от мира, не выходя из дома. Впрочем, тренд именно подросткового бегства от цивилизации куда интереснее был проявлен в фильме «Королевство полной луны», который был в конкурсной программе прошлогоднего Каннского фестиваля, куда Бертолуччи, в свою очередь, был допущен только вне конкурса.
Вам нравилось в раннем детстве строить себе из стульев что-то вроде домика, а то и вовсе прятаться под столом с длинной скатертью? Но запоздалая инициатива Лоренцо, скорее всего, представляет собой бессознательную инициацию вхождения во взрослую жизнь. Если у племенных народов традиционно на определенный срок юношей отправляли жить в леса или в горы без средств к существованию, оставляя один на один с природой и посвящая их таким образом в мужчины, то здесь мы видим что-то вроде щадящего варианта данного ритуала, лично инспирированного героем.
72-летний Бертолуччи выдержал слишком большую паузу, прежде чем приступить к своим главным обязанностям, к тому делу, которое лет сорок назад получалась у него едва ли не лучше всех в мире. «Ты и я» — наглядная иллюстрация популярной поэтической строчки: «Если бы молодость знала, если бы старость могла», первая часть которой имеет отношение к героям фильма, а вторая непосредственно к режиссеру. Просто удивительно, насколько неамбициозным получился у него фильм. Даже без особого желания можно разглядеть в его новой работе целый ряд самоцитат, начиная с «Последнего танго в Париже» и «Луны» и заканчивая уже упомянутыми «Мечтателями».
Видно, что Бертолуччи уже не вдохновляют глобальные задачи, но гложет необходимость закрыть какой-то подростковый гештальт. Ведь как сказал один известный психотерапевт: «Никогда не поздно прожить счастливое детство». Равно и юность. Может, поэтому он снял кино без претензий, не давая поводов для глубокомысленных умозаключений. Но в этом-то как раз и таится главная прелесть его новой картины, которую пока ни одна страна мира не захотела приобрести для проката. Кроме единственной российской компании, символично называющейся «Другое кино».
Фото kinopoisk.ru