NGS
Погода

Сейчас+11°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+11°

облачно, без осадков

ощущается как +10

2 м/c,

южн.

738мм 79%
Подробнее
1 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Развлечения Какие, к черту, чабаны?

Какие, к черту, чабаны?

Жечь, четвертовать, колесовать и превращать все в фарш — вот что захотелось сделать, прочитав учебник русской литературы за 11-й класс

Как пишут на сайте Lurkmore, «в эту статью нужно добавить как можно больше ненависти, хождений по Волге, фейлов, смищных шуток…». Нынешний пост — про ту катастрофическую дичь, которая творится в учебниках по литературе для 11-х классов. Блуждая по книжному магазину, я нечаянно наткнулся на стеллажик с такими изданиями, решив изучить, как представлена там современная литература России. Школу я закончил 19 лет назад, и мне стало интересно, что и как за это время изменилось. То, что я увидел, повергло меня в страх, трепет и полное отчаяние.

Как-то так случилось, что за все время, пока я учился в школе, в учебник по литературе я не заглядывал ни разу. То есть это было ниже моего достоинства — все нужное и ненужное я читал дома, причем пачками. Помню только, что программа кончалась писателями-деревенщиками, которые якобы были самым лучшим, что сотворили русские писатели после Второй мировой.

Уже тогда мне было странно — какие, к лешему, деревенщики? Какой Валентин Распутин, Владимир Солоухин? Помнится, тогда, в начале 1990-х, как раз буйным цветом расцвело общество Память и Общество трезвости (такая же чертовщина, как нынешний «Русский Собор» и «Трезвый город»), и все эти Распутины с Солоухиными туда резво вписались.

И что вы думаете, я просмотрел пять учебников, и до сих пор авторы (повторяю, прошло 20 лет!) считают, что деревенщики — последние писатели России. То, что стало издаваться с конца 1980-х годов, называется «литературой смутного времени», «эпатажным экспериментаторством». Про это в учебниках не пишется, потому что еще «не проверено временем».

Ну нормально — то есть то, что хоть как-то связано с жизнью старшеклассников, временем не проверено. Зато проверены методические рекомендации по уничтожению топором беременных и старух, высокоморальному отлеживанию зада на диване и обольщению деревенских простушек. Ладно современность, в этих учебниках нет даже про «шестидесятников» — нет Аксенова и Искандера. Нет Довлатова и Рыбакова. Нет Венички Ерофеева и Саши Соколова. Да, собственно, там вообще никого нет. Зарубежная литература — отдельная песня, она, кажется, кончается Генрихом Беллем, и писатели выбраны по принципу лотереи.

Впрочем, в одном учебнике, написанном некими В.А. Чалмаевым и С.А. Зининым, я таки нашел главу про современность. Кажется, она была написана сантехником. Привожу цитаты:

Каковы художественные особенности иронической прозы Виктора Пелевина? Как она взаимодействует со стихией субкультуры (анекдоты, КВН и пр.).

Виктор Пелевин — спорный писатель в стиле «фентази» и «ремейка».

К чести современной критики следует отнести эпизоды ее гуманистической активности, протеста против «переходности», когда под видом обновления культуры совершался переход к контркультуре.

Современные писатели, даже если вдруг талантливые, обязательно «болезненные». Постмодернисты — паразиты на теле реализма. После такого хочется взять базуку и стрелять, стрелять, стрелять.

Впрочем, в современности попадаются-таки талантливые творцы-реалисты, утешают авторы учебника, так, волгоградский писатель Борис Екимов написал роман про чабана-пенсионера…

То есть получается что? В конце 1980-х железный занавес поднялся, и на книжный рынок хлынуло все самое интересное, что в XX веке было создано. Русские писатели впервые обрели свободу, впервые издали диссидентов, за четверть века появились десятки интересных, а то и превосходных писателей. Детям этого знать не надо. Нужно обязательно оградить ребятишек от опасного для их психики. В церковь! Всем срочно в церковь! И действительно, кажется, что занавес, не успев открыться, уже опять опускается, и в следующих учебниках сразу после деревенщиков появятся «Несвятые святые» отца Путина, ой, простите, Тихона Шевкунова.

Чтобы не быть голословным, я хочу перечислить то, что из современной русской литературы второй половины XX – начала XXI века обязательно нужно читать школьнику 11-х классов:

Василий Аксенов. «Апельсины из Марокко» и «Остров Крым».

Братья Стругацкие. «Понедельник начинается в субботу» и «Трудно быть богом».

Венедикт Ерофеев. «Москва – Петушки».

Сергей Довлатов. «Заповедник» и «Чемодан».

Саша Соколов. «Школа для дураков».

Ретро-детективы Бориса Акунина.

Вячеслав Курицын и его окружение.

Виктор Пелевин. «Generation П» и «Священная книга оборотня».

Дмитрий Быков. «Орфография».

Марина Москвина. Романы и рассказы.

Мариам Петросян. «Дом, в котором».

Факультативно: Толстая, Стогов, Улицкая, Сорокин, Лукьяненко, Рубина, Прилепин, Рубанов (обращаю внимание, что список не обязательно обозначивает гениальные произведения, но каждое из них значимо и отражает определенные социально-литературные процессы).

А как вам кажется, что нужно было бы обязательно включить в школьную программу?

Фото thinkstockphotos.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления