В клубе «Лунапарк» сформировалась новая молодежная тусовка. Глянцевые журналы называют таких людей хипстерами. Теория вещает, что они любят лосины, айподы, праздно шатаются с фотоаппаратами и слушают «инди». Какие же они на самом деле, хипстеры, и не миф ли это вообще, раздутый прессой, корреспондент НГС.РЕЛАКС отправилась узнавать в «Лунапарк» на концерт инди-группы из Владивостока Mari Mari, и небезуспешно. Молодые люди, внешне похожие на хипстеров, оказались смешливыми стилягами, которые не голосуют, боятся атомной бомбы, ездят работать гастарбайтерами в Санта-Барбару и не могут себе позволить купить айпод.
Справка: Хипстеры (от англ. hip — быть в теме) — термин, появившийся в США в 40-х годах XX века. Первые хипстеры пытались забыть о военном прошлом, не думать о будущем, жили сегодняшним днем. Современные хипстеры — обеспеченная городская молодежь, интересующаяся модой, инди-роком, артхаусным кино, «айподами», записными книжками «Молескин» и лосинами. Хипстеров относят к инди-культуре (от англ. independent — независимый).
В публике, тянувшейся к «Лунапарку» на концерт, никого в оранжевых или кислотно-зеленых лосинах замечено не было. Отсутствие откровенных фриков немного расстроило, все были какими-то просто модненькими, но без откровенного вызова. Внутри юные создания важно курили сигареты, валялись на диванах и слэмили («слэм» обычно возникает на концертах альтернативных и панк-исполнителей в образованном толпой круге перед сценой: люди прыгают, толкаются и врезаются друг в друга.) под местную группу No Fuzz: девочка-вокалистка пела на английском что-то очень похожее на что-то.
Единственным местом, где можно было сделать нормальную запись на диктофон, оказалось между диванчиками для курения и туалетами, а потому там и обосновался «дискуссионный клуб»: корреспондент НГС.РЕЛАКС приставала с намеренно глупыми — а потому как нельзя лучше подобающими теме — вопросами к новой прогрессивной молодежи.
Первые двое опрошенных, мальчик-гитарист из группы Mari Mari и девочка в повязке а-ля 60-е, вяло делали вид, что ничего о хипстерах не знают, утверждая, что сами о них только наслышаны и тема эта — тайна, покрытая мраком. Остальные настороженно наблюдали за пытками «сородичей», выглядывая из-за угла. Люди, подходящие под энциклопедичное определение хипстеров, делали вид, что таких тут нет, и в один голос, глядя в пол, говорили, что им противны клише и штампы: «Мы обычные люди».
Наконец из очереди в туалет были выловлены два максимально модных парня. Никита и Влад (по 23 года) сообщили, что бывают тут «каждый уик-энд», Влад работает мерчендайзером в Benetton, Никита приехал погостить из Москвы. Ребята, конечно, тоже поговорили о неприязни к штампам и, несмотря на узкие джинсы, V-образный вырез, наличие айпода и любовь к Placebo — черты, вроде бы, определяющие хипстеров, — заявили, что они — лишь стильные молодые люди, а слово «хипстер» ругательное, и вообще это течение уже не модное.
«В TopShop, — подтвердил Влад, — потому что только там можно увидеть мужские джинсы-колготки, прям в обтяг. Там же эти очки-вайфаеры».
Очки wayfarer фирмы Ray Ban в розовой оправе с прозрачными стеклами — о них мне говорили все, от интернета и сторонних наблюдателей до присутствующих на тусовке, как о самой характерной черте хипстера наряду с яркими лосинами. Но ни лосин, ни настоящих вайфаеров в полном зале «Лунапарка» не было. Эти очки чаще используются как прикол — для фотосессий, которые они выкладывают ВКонтате, иногда на ночных вечеринках. В этот вечер удалось найти только закос под вайфаеры какой-то другой фирмы на неопределенного возраста бородатом парне с узелком волос на затылке — кроме того, он был в клетчатой рубашке и узких джинсах.
«Ты в клетчатой рубашке, узких брюках, футболка Jack Daniels, борода — ты че такой стереотипный?» — заявила Арина, вокалистка группы No Fuzz, играющей на разогреве. «Да, если со стороны глянуть, то видимо придется подписать себя под эту гребенку. Трудно заявить так: я хипстер», — Сергей оказался социологом по образованию и максимально честно рассказал все, что знает про хипстеров.
Сергей признался, что большинство его товарищей, как и он сам, — дети богатых родителей, которые позволяют своим чадам не работать и заниматься тем, что не приносит денег.
У Сергея, например, есть нечто вроде собственного бизнеса — он производит шапки для хипстеров и любителей экстремальных видов спорта и продает их в интернете. Каждый третий хипстер фотографирует или занимается дизайном. Этим летом Сергей работал по программе Work&Travel в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Санта-Барбаре — возил людей на велорикше.
Еще одним непременным атрибутом хипстера модные журналы называют «Молескин» (итал. Moleskine — торговая марка, созданная группой итальянских художников) — элитную записную книжку или блокнот для зарисовок, в магазине «Плиний Старший» это чудо стоит от 600 до 900 руб. Корреспондент НГС.РЕЛАКС видела такие у молодежи, тусующейся около «Универсама», однако не все хипстеры могут себе позволить этот скорее аксессуар, чем функциональную вещь.
Большинство присутствовавших, конечно, оказались «творческими раздолбаями». Все соглашались, что хипстеры — это, по сути, дети-мажоры, которые хрестоматийно отрицают, что они хипстеры.
Они любят модную одежду — не из журнала Glamour, а с сайта lookatme.ru (сокращенно LAM — ежедневный хипстерский интернет-журнал о моде, кино, музыке и событиях (показы, вечеринки, лекции), который создается совместно с читателями), — и не ходят на выборы.
— Среди моих знакомых никто уже не наивен насчет правительства, например. Очень многие не голосуют, — рассказала Арина, — поэтому все ударились в музыку, чтобы просто, пока есть время, наслаждаться.
— Время до старости или до чего?
— Просто пока есть время. Пока не скинули атомную бомбу.
Зинаида Кузнецова
Фото Татьяны Кривенко