20 сентября понедельник
СЕЙЧАС +7°С

Повелитель котиков

Специалисты по продвижению в социальных сетях зарабатывают до 80 тысяч рублей и могут не появляться в офисе

Поделиться

Поделиться

Справка: SMM (англ. social media marketing) — совокупность действий, направленных на продвижение бренда в социальных сетях и построение отношений с целевыми группами.

Пока включен компьютер

Рабочий день Елены Мусоновой начинается вскоре после того, как она встала и включила компьютер. Заканчивается — после заката солнца. Елена работает SMM-менеджером третий год. Она пришла в профессию из отдела кадров, где с помощью социальных сетей искала подходящих кандидатов. «Затянуло, — со смехом вспоминает она. — Вообще, я активно занималась подбором персонала. Смотришь в "Одноклассниках", "ВКонтакте" и "Фейсбуке", проверяешь кандидатов — что они выкладывают в своих аккаунтах. Я там была как рыба в воде. А потом затянуло уже на профессиональной основе».

Елена Мусонова признается, что начинала с любительских групп «про кошечек». Сейчас в портфолио SMM-менеджера есть группа детского сада, студии красоты, визажиста, коучингового центра и др. Теперь ее работа не считается с официальными выходными и праздниками, зато Елена не ходит в офис и не зависит от настроения одного начальника.

Новая профессия появилась вместе с интересом масс к новым социальным сетям в начале 2010-х. За рубежом самой популярной сетью считается Facebook, в Новосибирске компании чаще заинтересованы в пользователях «Одноклассников» и «ВКонтакте». Упоминание компании в социальных сетях теперь вызывает магический эффект. Жалобный пост, посвященный сломанному креслу в самолете или сложностям с интернет-банком, обязательно привлечет в комментарии официального представителя бренда. Он посочувствует вашей проблеме и, вполне возможно, предложит помощь или какие-то бонусы. Некоторые компании признаются, что увеличивают количество сотрудников, мониторящих социальные сети. С другой стороны, все чаще слышны протесты бизнесменов, не готовых платить SMM-агентствам за обильные «лайки и перепосты».

Научиться постить котиков

В Новосибирске продвижению в социальных сетях обучают несколько компаний. Евгения Миронова, руководитель проекта офлайн-обучения IT-академии Алексея Сухорукова, сообщила: стандартный курс длится 30 часов и занимает месяц. Обучение стоит 15 тыс. руб. «Достаточно быть простым гуманитарием, — уверяет Евгения Миронова. — К нам приходят слушатели, которые хотят сменить сферу деятельности, но незнакомы со сферой IT и программированием». Также обучением интересуются маркетологи и предприниматели, которые собираются раскручивать проект самостоятельно.

Курс обучения по продвижению в социальных сетях можно пройти в «Нетологии». Он длится все лето и стоит 20,9 тыс. руб. без скидки. Курс на сайте 1day1step.ru стоит от 5900 (обучение работе в «Инстаграме») до 8800 руб. («Администратор ВКонтакте»).

Зарплата начинающего SMM-щика стартует с 20 тыс. руб., добавляет представитель IT-академии. Эта цифра зависит от количества проектов, выполнения плана и формата работы: в специализированном агентстве или компании. На НГС.РАБОТА есть вакансии от сети пиццерий «Папа Джонс» и диджитал-агентства Wow, в обоих случаях зарплата не указывается.

Студенты или домохозяйки, работающие на заказах от малого и среднего бизнеса, получают от 10 тыс. до 25 тыс. за проект, рассказал Максим Горбунов, организатор конференции SMMSiberia. В среднем оклад профессионального SMM-щика составляет 15–35 тыс. Высококвалифицированные аналитики и стратеги зарабатывают от 30 тыс. до 80 тыс. «Это реально штучные специалисты, не каждое агентство может содержать такого», — описывает элиту профессии Максим Горбунов.

«Приходите кто угодно»

Работодатели замечают, что эффективность работы SMM-специалиста сложно подсчитать, также непросто найти и нанять профессионала среди желающих студентов. «Работодателям, да и самим исполнителям сложно дать внятную оценку результату. Из серии "что-то делаем, но непонятно зачем и для кого"», — констатирует Елена Денисова, директор по персоналу «Сибирские сети». Эксперт заметила, что модная специальность привлекает студентов, и найти грамотного специалиста среди желающих сложно.

«Резюме кто только не отправлял — и библиотекарь, и фотограф, и управляющий магазином, и даже 50-летний инженер-энергетик, который в один момент сменил деятельность на "креативщика". В один момент я даже подумала, что случайно приписала в описании вакансии "приходите кто угодно"», — вспоминает о поисках SMM-щика Ксения Эрдман, руководитель службы управления коммуникациями и информацией ГК Scientific future management и УК «Биотехнопарк Кольцово».

Она объясняет сложности подбора неоформившимися требованиями к профессии и нехваткой обучающих курсов. В результате профессионалом себя считает практически любой активный пользователь «ВКонтакте». «Сталкивалась с абсурдными ситуациями, когда у заявившего себя в качестве спеца по соцсетям человека был абсолютно мертвый аккаунт или, наоборот, настолько живой, что там освещались все аспекты личной жизни — от пьянок с друзьями до селфи топлес», — резюмирует Ксения Эрдман.

В конце концов компания наняла более широкопрофильного специалиста. Показателями его SMM-эффективности считается конверсия, которая отслеживается опросами покупателей, обратная связь, снижение количества телефонных обращений, увеличение обращений в официальных группах и их численность без накруток.

От веселых картинок к вычислениям и анализу

Мы попросили специалистов по SMM описать основные сложности и преимущества их работы. Работа из дома может обернуться ненормированным рабочим днем, замечает Елена Мусонова. «Здесь постоянно нужно быть в тонусе. У меня по большому счету ни выходных, ни праздников нет. Для всех соцсети — развлечение, а для меня это работа. У меня были два клиента, которые так дергали, — они этого не понимают», — вспоминает Елена.

«Вся работа сводится к котикам», — констатирует Анна Ашихмина, проработавшая SMM-специалистом около 3 лет. Специалистка заметила, что мало кто из заказчиков понимает смысл продвижения в социальных сетях, поэтому зачастую работа выливается в заполнение группы конкурсами и веселыми картинками. В последнее время она отказывается от подобных заказов. «За эту действительно небольшую работу платят небольшие деньги. Я человек с высшим экономическим образованием, люблю посчитать, стратегию проанализировать», — констатирует она. В последнее время компании стремятся выйти в «Инстаграм», также Анна ожидает развития новых сетей и технологий.

Максим Горбунов, организатор конференции SMMSiberia, сравнивает процесс продвижения в социальных сетях с модой на собственный сайт 10 лет назад. Мэр Новосибирска Анатолий Локоть одним из первых мэров получил значок верификации «ВКонтакте». В социальных сетях стали появляться даже госструктуры. Эксперт ожидает, что в дальнейшем SMM станет более профессиональным: специалист должен владеть не только картинками с котами, но и серьезной аналитикой.

Мария Каргаполова
Фото depositphotos.com

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...