9 апреля ООО «РИК», дочерняя фирма группы компаний «Отелит», выиграла конкурс на право аренды одной из старейших торговых площадок Новосибирска — подземного перехода на станции метро «Площадь Маркса». Девелоперы предложили метрополитену 5,5 тысяч рублей в месяц за квадратный метр — эта ставка кажется неправдоподобно высокой по кризисным временам. Торговцам, которые скоро вновь заполнят переход шапками и ботинками, площади будут сдавать еще дороже. Директор группы компаний «Отелит» Евгений Бурденюк уверил корреспондента НГС.НОВОСТИ, что представления о ликвидности, принятые для магазина на улице, неприменимы для торговых площадей под землей, а кризис для некоторых девелоперов оказался поводом расширить бизнес, скупая подешевевшие площади в надежде на возвращение светлых времен.
Справка: Группа компаний «Отелит» была создана в 2004 году. Занимается строительством, покупкой и продажей магазинов модульного типа с последующей сдачей их в аренду, а также арендой собственных и сторонних помещений в Новосибирске, Новосибирской области и разработкой инвестиционных строительных проектов. Инвесторами проектов группы компаний были «Связной», «Диксис», «Ультра», «Фотолэнд», «Планета Стерео», «Цифроград», «Цыпленок Жар», «Сибирские магазины». Официальные учредители группы компаний — Евгений Бурденюк и Габдрашит Ягофаров (по материалам сайта группы компаний «Отелит»).
Компания «РИК», выигравшая конкурс на право аренды, была создана под этот проект?
Да. Не секрет, что под конкретные проекты открываются отдельные ООО. И мы, то есть группа компаний «Отелит», использовали одно из неиспользуемых на тот момент юрлиц. Сразу скажу, что никакого подтекста в слове «РИК» нет — просто фирму надо было как-то назвать.
Как вы будете использовать переход на площади Маркса?
Будут строиться киоски, будет организована вещевая ярмарка. Там будут по-прежнему торговать шапками, нижним бельем, верхней одеждой, майками, обувью в большом ассортименте и так далее.
Как это будет выглядеть?
Стеклянные витражи. Мы даже выложили на своем сайте схему и формат проекта.
Ассортимент, очевидно, будет демократичным?
Безусловно. Рыночная торговля предполагает цены, адекватные спросу. Этот сегмент всегда будет востребован.
Аналитики оценили ваши арендные ставки как минимум в семь тысяч рублей за квадратный метр — едва ли не самая высокая цена в городе. Многие серьезно усомнились, что вы найдете арендаторов.
Так называемые аналитики оценивают ситуацию не совсем адекватно. Специфика этой площадки в том, что поток людей там не просто большой, а очень большой.
Оборачиваемость товара большая, и эти площади нельзя оценивать по мерке магазина на улице. У нас самих около 15 таких уличных магазинов модульного типа. Кризисная цена в уличном павильоне всего 2 тысячи рублей за квадрат, и нельзя сказать, что арендаторы выстроились к нам в очередь. Мы адекватно оцениваем рынок и понимаем, что такое цена в 7 тысяч на этом фоне. Однако тот, кто торгует в метрополитене, знает, что это нормальное предложение. Когда оттуда съехали предыдущие арендаторы, цена была 7,5 тысяч.
Торговлю в подземном переходе обычно ассоциируют с грязью, толчеей и духотой. Вы планируете как-то выделяться на этом фоне?
Прежде чем участвовать в тендере, я объездил все площади метрополитена, чтобы проанализировать вопрос. У нас все будет построено по новому — новое оборудование, новые витрины. Все будет не так сумбурно, как, например, в переходе под часовней. Хотя нельзя сказать, что это будет что-то сверхъестественное: большая часть арендаторов — это, безусловно, те же люди, что торговали там раньше.
Что касается вентиляции — она такая, какую дает метрополитен. При этом метрополитен уже сделал в переходе ремонт, осветил, вложив в это 10 миллионов рублей.
То есть неожиданных торговых форматов ждать не стоит?
Это ни к чему, этот переход уже сформирован временем. Сейчас время не для рождения новых форматов, а скорее для выживания старых. Хотя если кто-то придет к нам с новым форматом, мы с интересом его рассмотрим.
Сегодня новосибирском метрополитен выдвигает какие-то особые требования или пожелания к арендаторам — чем в метро торговать можно, а чем нельзя?
Наоборот, они очень лояльны, и мы им благодарны. Несмотря на огромное количество технических требований, они нам во всем помогают.
Вы запускаете девелоперский проект на фоне рухнувшего потребительского спроса, где-то между первой и второй волнами кризиса. У вас есть тайные поводы для оптимизма?
Никаких тайных поводов у нас нет, и мы не надеемся заработать миллионы, которые зарабатывали на этой площадке до нас. Это кризисный проект с низкой рентабельностью — люди будут просто торговать и надеяться, что все будет понемногу выправляться.
А почему вы уверены, что арендаторы придут?
Они уже пришли. Основная часть площадей уже сдана, хотя часть договоров еще на предварительной стадии. Для государства наше появление — это большой подарок, а для нас — шанс закрепиться и реализовать еще один проект.
Проект такого формата останется единичным?
Безусловно, мы нацелились и на другие проекты в таком формате. Этот проект не столько денежный, сколько значимый в плане знакомства с метрополитеном и муниципальными властями.
У нас много инвестиционных проектов разного формата. С кризисом мы нисколько не сбавили, а скорее увеличили активность, потому что открылось большое количество возможностей. Хотя это не говорит о том, что у нас выросли доходы.
То есть кризисное падение цен на коммерческие площади стало возможностью для долгосрочных вложений, которые когда-нибудь окупятся?
Да, пусть сейчас оно будет приносить копейки, зато в перспективе это даст возможность заработать хорошие деньги.
Петр Малков