NGS
Погода

Сейчас+16°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+16°

облачно, без осадков

ощущается как +15

2 м/c,

ю-в.

742мм 50%
Подробнее
1 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Реклама
Экономика Дорого и неинтересно

Дорого и неинтересно

Новосибирск переживает упадок интереса к чтению на фоне расцвета книготорговли

Согласно последним аналитическим данным, приведенным на сайте «РБК», цены на книги вынуждают россиян читать меньше. Оборот книжного рынка в РФ по итогам 2007 г. составил около 2 млрд долларов. Эксперты говорят о годовом росте на уровне 15 % (в денежном выражении), который объясняется исключительно повышением цен на книги. При этом тиражи, по словам издателей, достигли своего дна (около 650 млн экземпляров за год). Как считают аналитики, читающая книги аудитория становится все меньше и обращается преимущественно к другим источникам информации. С этим соглашаются библиотекари (меньше становится посетителей), издатели (меньше становятся тиражи) и книготорговцы Новосибирска.

«Интерес к книгам падает, и не нужно закрывать на это глаза», — комментирует Светлана Тарасова, директор областной научной библиотеки. По ее словам, количество читателей в последнее время сократилось. Причину госпожа Тарасова видит в развитии интернета и общем падении культурного уровня. Неважное положение и у библиотеки как таковой: несмотря на статус, вместо 25 % книг, выпускаемых в России, она получает в лучшем случае 6 %. Похожая ситуация и в других библиотеках города.

В компании «Топ-книга» никакого парадокса здесь не видят. «Просто те, кто и так читал, стали читать больше, — считает PR-директор «Топ-книги» Вячеслав Ухов. — Это общая закономерность: комьюнити читателей сокращается, а интенсивность их потребления увеличивается. Таково мнение многих исследователей, и наш гендиректор Георгий Лямин также постоянно озвучивает эту мысль на своих выступлениях.

По сниженным ценам продаются в основном женские романы и детективы

Соответственно, если говорить о материально-вещественном показателе, то продажи не растут, оборот же денежных средств увеличивается из-за роста цен».

По мнению господина Ухова, рост цен на книги не влияет на падение интереса к чтению. Эластичности спроса в данном случае почти не существует: тот, кто книги покупал, тот и будет покупать, невзирая на рост цен. «Просто «Топ-книга» не хочет уступать свое место в корзине потребления другим товарам, — поясняет Вячеслав Ухов. — Если мы будем цены опускать или же оставлять их прежними, отставая таким образом от инфляции, то деньги, которые потребитель привык тратить на книги, он поделит между книгами и другими товарами — хозяйственным мылом, пальто, чем угодно».

Книготорговцы согласны, что низкая цена способна не столько заставить книгочеев покупать книги, сколько привлекать новых покупателей, о чем свидетельствует практика распродаж и торговля операторов с низкими наценками, вроде «Ашана». Впрочем, продаются подобным образом в основном женские романы, детективы, литература для детей и разнообразные пособия по консервированию овощей. Книготорговцы при этом остаются в плюсе — именно эти жанры составляют около половины торгового оборота, — однако назвать все это «способствованием повышения интереса к чтению» было бы не вполне корректно.

Михаил Трифонов, директор компании «Аристотель» (магазины «Плиний Старший», Book Look), считает, что падение интереса к книжной продукции пока не мешает развиваться книжной торговле. «Может, читателей действительно становится меньше, но спрос сейчас настолько превышает предложение, — считает Михаил Трифонов, — что о перенасыщенности рынка говорить еще очень и очень преждевременно».

О ценообразовании господин Трифонов говорит более осторожно. С одной стороны, он также считает, что низкие цены вряд ли могут пробудить интерес к чтению. С другой стороны, важно поддерживать лояльность аудитории. «У человека есть представление, сколько должна стоить книга определенного формата, если он видит, что цена сильно завышена, у него желание ее покупать отпадет и он отправится искать ее в интернете, — рассказывает Михаил Трифонов. — Однако есть некий диапазон цены на книгу — плюс-минус 20 %, — и это нормальная практика: если разница цен на книгу в разных магазинах составляет 30–40 рублей, то на решение покупателя она особо не повлияет».

Владимир Иткин

Фото gettyimages.com и Константина Пономарева

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления