Торговую наценку на продукты питания нужно законодательно ограничить. Это позволит сдержать рост цен на продукты питания, считает глава Минсельхоза России Алексей Гордеев. Эксперты называют меру бессмысленной.
Российские власти подумывают о принудительном ограничении торговой наценки на продукты питания. «Хочу напомнить, что в советские годы (которые, конечно, есть за что критиковать) предельная наценка была 12%, а на социально значимые продукты – 8%», – заявил министр сельского хозяйства Алексей Гордеев в интервью «Российской газете». Эта мера может действовать и в рыночных условиях, отметил министр. «Такая практика существует и в наши дни, но уже в других странах – в Канаде и Казахстане, Китае и Белоруссии. И не только там», – сообщил он.
Сейчас, по словам Гордеева, торговая наценка очень высока, она составляет 25–30%.
«Мы официально предлагаем ввести в этот закон (закон о торговле, который готовится при участии Минсельхоза и Минэкономразвития. – «Газета.Ru») статью о предельных наценках на социально значимые товары», – рассказал министр.
С похожей инициативой выступала и законодательная власть. В конце октября Совет федерации в обращении к правительству также просил вмешаться в рыночное регулирование цен на продовольственные товары. «Мировой опыт ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в странах с развитой рыночной экономикой предусматривает правовое установление верхних и нижних пределов колебания цен, индикативной или условной цены, которую стремится поддержать государство», – гласит постановление верхней палаты российского парламента. Сенаторы предложили правительству разработать и внести в Госдуму проект федерального закона об основах ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в стране.
Все это призвано ограничить рост цен на продукты питания. Осенью 2007 года произошел резкий скачок цен. В итоге общий уровень инфляции вырос на 0,8% в сентябре и 1,6% в октябре, что вынудило правительство пойти на снижение ввозных пошлин на молоко и подсолнечное масло, а также повышение вывозных на зерно. Кроме того, власть договорилась с производителями и крупными продавцами о замораживании цен на социально значимые продукты (хлеб, молоко, яйца) до 31 января 2008 года. Однако, по мнению аналитиков, эти меры только перенесли инфляцию на несколько месяцев.
Однако ограничение наценки – тоже не лучший способ борьбы с ростом цен, считают эксперты.
«Любое искусственное вмешательство в рыночные механизмы в условиях рыночной экономики, на мой взгляд, недопустимо», – говорит эксперт Экономической экспертной группы Мария Катаранова. «Ни в коем случае никаких ограничений наценки не должно быть», – соглашается эксперт «Центра развития» Валерий Миронов. Наценка стимулирует рост отрасли. «Высокая торговая наценка – это прибыль продавцов, привлекающая в отрасль новых игроков. Отечественные розничные сети открывают по несколько магазинов в месяц. А многие иностранные продавцы получают до 10% своей прибыли в России», – говорит он. Это обеспечивает развитие прочих отраслей. Потребительский спрос, стимулирующий рост ВВП, стал активно увеличиваться не только благодаря росту доходов населения, но и в связи с распространением розничных сетей.
У рынка есть возможность самому все отрегулировать, заявляют и торговые сети. «Пока существует свободное ценообразование, на одни товары ритейлеры могут иметь небольшую наценку или даже отрицательную маржу и компенсировать убытки за счет более высоких наценок на премиальные продукты», – говорит руководитель отдела PR X5 Retail Group N.V. (торговые сети «Пятерочка» и «Перекресток») Александра Галимова. По ряду товаров, по ее словам, X5 работает сегодня с отрицательной рентабельностью.
«По опыту разных стран можно сказать одно – как только государство начинает заниматься ценообразованием, это приводит к дефициту товаров, талонам и так далее», – добавляет она.
«В нашей сети представлен обязательный ассортимент, состоящий из 20 наименований социально значимых продуктов. На такие товары из этого ряда, как молоко, масло сливочное, кефир, сахар, наценка в нашей сети составляет менее 5%, а на остальные в среднем не достигает 9%», – сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе ОАО «Седьмой континент».
Благодаря растущей конкуренции в торговой отрасли наценки снизятся естественным путем, считает Миронов. А попытки ускорить процесс насильственными методами не приведут к снижению цен, о котором так печется правительство. По данным исследования «Центра развития», в осеннем скачке роста цен на продукты вины торговой наценки не было. «По большинству базовых продуктов питания динамика розничной цены определяется не изменением торговой наценки, а ценами производителей сельскохозяйственной или промышленной продукции», – сказано в работе. А даже если вклад торговой наценки и был, отмечает Катаранова, бороться с этим должны антимонопольные органы в рамках действующего законодательства.
Эффект от введения сейчас ограничений может быть даже противоположным.
«Торговые сети ограничат наценку на последнем этапе, что может просто привести к ее увеличению на предыдущих», – добавляет Миронов.
Ведь под «торговой наценкой» понимается увеличение цены при переходе товара от продавца к конечному покупателю. Закон, таким образом, можно будет обойти, перепродавая себе товар через фиктивных посредников.