NGS
Погода

Сейчас+11°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+11°

облачно, без осадков

ощущается как +9

4 м/c,

ю-в.

738мм 75%
Подробнее
1 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Культура Искусство Новосибирска: 20 миллионов евро за гектар

Искусство Новосибирска: 20 миллионов евро за гектар

Самые дорогие картины новосибирских художников — от Сибири для китайцев до «позора России»

«Эра милосердия» — самое скандальное и финансово успешное произведение искусства, созданное в Новосибирске

В начале ноября Новосибирск посетит художник Сергей Баловин, прославившийся проектом «Натуральный обмен», подразумевающим полный отказ от денег и рисование портретов за еду, ночлег и пр. Взаимоотношения искусства и денег в современном мире вообще увлекательная тема. С одной стороны — искусство никогда до этого не стоило так дорого, и астрономические ценники стали одним из аргументов при объяснении, почему это — искусство, а не просто случайно на пол пролилось. С другой стороны — уже с середины ХХ века множатся художники из неприязни к капитализму принципиально отказывающиеся «рисовать картины», которые физически можно продать. Деньги так или иначе оказываются точкой отсчета. НГС.АФИША изучила ныне живущих новосибирских художников через призму цен на их работы — и выяснила, кому и за сколько продаются самые дорогие произведения искусства, сделанные в Новосибирске.

Справка: Самая дорогая картина в мире — «Игроки в карты» Поля Сезанна (1893), проданная на закрытых торгах за 273 млн долл. Также в десятке самых дорогих — «№ 5» Джексона Поллока, «Портрет Адели Блох-Бауэр I» Густава Климта, «Крик» Эдварда Мунка и пр. В рейтингах самых дорогих не учтены работы в собственности музеев, которые, попав на рынок, могли бы быть оценены выше рекордной четверти миллиарда долларов.

Все, кто имеет отношение к новосибирскому рынку искусства, сразу говорят, что этого рынка не существует. Галерей мало (хотя в сентябре на Советской и открылась новая — «Винсент», их все равно меньше, чем даже в «нулевые» годы), солидных институций, которые определяли бы значимость работ, нет, покупателей мало.

В клубе успешных и мэтров — 10–15 имен. Художник Александр Шуриц называет среди наиболее дорогих местных авторов себя, Михаила Омбыш-Кузнецова, Михаила Казаковцева, Сергея Мосиенко, Тамару Грицюк и пр.

Типичный покупатель, по свидетельству художников и галеристов, — бизнесмен лет 50, не стремящийся к публичному имиджу ценителя прекрасного. «Висит картина у предпринимателя или человека из мэрии дома, и ему не хочется, чтобы озвучивали, сколько она стоит», — осторожен художник Мосиенко.

«Большой карнавал» Александра Шурица, проданный за 300 тыс. руб.

Ну а художники из самых успешных вроде бы разные. Александр Шуриц рисует очень сюжетные и живописные картины, полные воздуха, больших глаз, тонких шей и отсылок к мифологии и прочей мировой культуре; Михаил Казаковцев — интеллигентные абстракции, слегка напоминающие Пауля Клее, Михаил Омбыш-Кузнецов может предложить богатый ассортимент: от постмодернистских игр с соцреализмом до супрематических нагромождений и венецианских пейзажиков.

При всей этой разнице портрет среднестатистического местного художника из списка самых успешных складывается на удивление легко. Он — мужчина 60 лет и старше, член Союза художников, не гоняется за актуальностью и избегает политических высказываний. Чуть ли не обязательно у новосибирского мэтра есть серия пейзажей, вдохновленных путешествием по живописным старым европейским городам. Да и вообще все тянутся к красоте в более или менее общепринятом смысле, уютной или возвышенной.

Красоту новосибирские художники довольно уверенно оценивают доступной меркой — длины на ширину. «У 10–15 наиболее раскрученных художников средняя цена за 1 кв. м работы — 100 тыс. руб.», — комментирует художник из топ-10 Сергей Мосиенко.

Таким образом, новосибирское искусство в среднем стоит 10 руб. за квадратный сантиметр (и 20 млн евро — за гектар).

Портрет Ростислава Шило нарисован для души, но заказать подобный у автора можно за 100 тыс. руб. и больше

В качестве самой дорогой из своих работ за последнее время Александр Шуриц называет «Большой карнавал» — почти двухметровую картину маслом, написанную «на заказ для интерьера» (без обид поясняет художник) за приблизительно 300 тыс. руб. В основном местные художники продают свои работы прямо из мастерских, а не через галереи, интернет же настолько не интересует их клиентов, что у них (художников) обычно даже нет сайта.

Михаил Омбыш-Кузнецов отмечает, что работы, которые сам художник считает серьезными, чаще покупаются «или выцыганиваются» музеями, чем частными лицами. «Но вот в Китай, например, мне случалось продавать маленькие картинки за очень приличные деньги. Маленькие — это, например, 50х70 см. Приличные деньги — это тысяч пять долларов. Любят китайцы пейзажи, сибирские в том числе, — любят широту и простор. В Новосибирске нормальная цена касается портретов на заказ — это около 100 тыс. руб.».

Предположение, что портрет директора зоопарка Шило (на котором многочисленные Шило резвятся среди попугаев и игуан) писался под заказ Омбыш-Кузнецов опровергает: «Это моя собственная, чисто творческая работа, для души! Я даже не уверен, что Шило она была бы нужна». Заказывают же за 100 тыс. обычно портреты более реалистичного характера.

Все художники единодушно ощущают себя недооцененными и списывают это на отсутствие живописных традиций в Новосибирске вообще: это никогда не был город художников и до мирового уровня тут добрался только Николай Грицюк.

Сейчас работы самого признанного в истории Новосибирска художника Николая Грицюка, по данным сайта blouinartinfo.com, стоят на аукционах около 7 тыс. долл.

И, наконец, что касается актуального искусства, то в Новосибирске оно хотя и периодически встряхивает общественность, но денежно не востребовано — и до сих пор толком не имеет площадки. С другой стороны, именно с ним (а точнее, с частично новосибирской группой «Синие носы») связаны пики и признания за пределами России, и финансовые.

В 2004 году в районе Огурцово «Синие носы» поставили и сняли в лесу фото целующихся мужчин в милицейской форме. Работа вошла в серию «Газетные заголовки», иронично прочитывающую буквально газетные клише (типа «Россия на нефтяной игле»). Целующиеся правоохранители, по свидетельству авторов, были призваны изображать доведенную до абсурда идею любви к ближнему в утопическом мире, где восторжествовало милосердие, преступников больше нет и милиционерам больше нечем заняться. «Эра милосердия» выставлялась на 51-й Венецианской биеннале, на 2-й Московской биеннале современного искусства в Третьяковской галерее.

Но в 2007 году при попытке вывезти чувствительных милиционеров в Париж на выставку «Политическое искусство в России с 1972 года», работу заметил тогдашний министр культуры Андрей Соколов, заподозривший в ней «порнографию» и «позор России» и заявивший, что кощунственно везти такое во Францию, где недавно побывал «святейший патриарх». «Недопустимо везти эротические картинки в Париж», — объяснил министр (несмотря на то, что раньше с аналогичными инициативами по любви к коллегам за рубеж вывозили целого живого Брежнева).

Так милиционеры не поехали в Париж, но получили дополнительную известность. В прошлом году одну из копий «Эры милосердия» (всего их, размером 75х100 см, существует несколько), как рассказал «Синий нос» Александр Шабуров, купили у берлинского галериста Фолькера Диля за 32 тыс. евро. Но это уже вторичные продажи, к художникам не имеющие отношения, — пояснил господин Шабуров.

Елена Полякова

Фото ru.wikipedia.org (1), картина Александра Шурица предоставлена автором (2), nro-shr.ru* (3)

* Картина Михаила Омбыш-Кузнецова используется с разрешения автора.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления