Сотовая связь для новосибирцев в 2014 году стала самой дешевой в Сибири и почти самой дешевой в России. На звонки, SMS и интернет новосибирцы тратят 80 % от размера трат средних россиян — менее 300 руб. в месяц. Таковы данные исследования агентства ComNews Research. Минувший год ознаменовался для рынка сотовой связи тремя главными событиями. В первую очередь, 4G-LTE окончательно вошел в жизнь горожан. Во-вторых, операторы нашли новый способ конкурировать за деньги абонентов при помощи пакетных тарифов. Третьим ключевым событием стоит назвать объединение сотовых активов «Ростелекома» и Tele2. Судьбоносная для рынка сделка сформировала новую реальность, в которой на смену «большой тройке» операторов пришла «большая четверка».
«Ростелеком» плюс Tele2
В середине 2014 года на рынке сотовой связи произошло беспрецедентное событие. Операторы Tele2 и «Ростелеком» объединили свои сотовые сети, создав совместное предприятие, работающее под брендом шведского дискаунтера. Цена этой сделки — в Tele2 не осталось ничего шведского. Ее последствия рынку предстоит оценить в 2015 году. «Новый оператор разрушит сложившуюся модель, в которой существовали «большая тройка» из МТС, «Билайна» и «МегаФона» и мелкие региональные игроки, новая реальность — это «большая четверка», — уверен руководитель исследовательской группы Tayga Research Виктор Чистяков.
«Абонентская база Tele2 будет расти, — считает Виктор Чистяков. — В первую очередь за счет «Билайна», отчасти — за счет МТС». Росту Tele2, кстати, не мешал и тот факт, что оператор последним в регионе запустил сеть 3G в конце осени прошлого года. Правда, по словам гендиректора макрорегиона «Сибирь» компании Tele2 Алексея Ноздрина, отсутствие 3G в последний год стало причиной оттока абонентов к другим операторам. Объемы оттока г-н Ноздрин не озвучил, но, по его словам, баланс ушедших и пришедших абонентов, который ранее измерялся десятками и сотнями тысяч, в 2014 году был практически нулевым.
3G — прошлый век
Сети LTE заработали в Новосибирске еще в 2013-м, однако свое полное развитие новая технология получила только в 2014-м. К LTE-пионерам — «МегаФону», Yota и МТС — присоединился «Билайн». Количество устройств, готовых к работе в скоростных беспроводных сетях, кратно возросло, а самый дешевый смартфон, способный выходить в интернет со скоростью 10 Мбит/с и выше, можно купить уже меньше чем за 3,5 тыс. руб.
«LTE уже не воспринимается как технология будущего, этот стандарт стал синонимом 4G, революция в сознании абонентов произошла быстро и бескровно, он окончательно вошел в повседневную жизнь», — утверждает Виктор Чистяков.
«Несмотря на низкое проникновение LTE — порядка 2 % абонентов им пользуются, — совершенно очевидно, что весь 2015 год люди будут активнее и активнее пользоваться всеми прелестями скоростного мобильного интернета», — уверен руководитель ИАА TelecomDaily Денис Кусков. «Мы как оператор, который первым привел LTE в Новосибирск, в свою очередь будем делать всё, чтобы популяризировать LTE, делать его доступным для абонентов, и рынок однозначно пойдет в этом же направлении», — добавляет PR-менеджер Сибирского филиала ОАО «МегаФон» Михаил Ивонин.
Тебе пакет
В 2014 году маркетологи сотовых операторов нашли способ обхитрить абонентов: вместо прозрачных тарифов с понятной стоимостью минуты, SMS и мегабайта каждый сотовый оператор вывел на рынок линейку «пакетных» предложений. За фиксированную абонентскую плату, от которой рынок уходил несколько лет, клиенты всех операторов получили набор голосовых и интернет-услуг. Стоимость пакетов у операторов примерно одинаковая, при этом объем включенных услуг может различаться в несколько раз. Последним на пакетную схему перешел Tele2, который так и не смог сформулировать убойное предложение, подобное тому, что взорвало рынок в 2009 году. Как и остальные компании, Tele2 выставили стандартную для рынка цену минимального, среднего и максимального пакетов услуг, акцентируя внимание абонентов на том, что за те же деньги он кладет в пакет чуть ли не на треть больше интернета и звонков.
«Психология пакетного предложения проста и понятна, — рассуждает Денис Кусков. — Люди запоминают стоимость и объем основной услуги, они их устраивают, и когда абоненты слышат, что у конкурентов пакет стоит дешевле или столько же, но включает больше опций, то им просто становится лень разбираться в горпоказателей».
«Пакетные предложения дают широкую возможность для повышения тарифов, — говорит Виктор Чистяков. — Я думаю, в 2015 году стоимость сотовой связи начнет повышаться. Минимум на инфляцию. Повысить цену в пакете проще — достаточно добавить мегабайтов или минут, увеличив абонентскую плату». «Если бы на рынке оставалась «большая тройка», то однозначный вывод можно было бы делать — пришел конец дешевой связи, потому что кризис и все такое, — подхватывает Денис Кусков. — Но в новой конструкции из четырех операторов такой вывод сделать сложнее: никто не знает, как они сработаются».
Кирилл Маковеев
Фото Татьяны Кривенко