NGS
Погода

Сейчас+11°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+11°

облачно, без осадков

ощущается как +9

4 м/c,

ю-в.

738мм 75%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Бизнес Экономика Наталья Жданова: «Падение достигнет 35–40 %»

Наталья Жданова: «Падение достигнет 35–40 %»

Автодилер «СЛК-Моторс» отказалcя от продаж «Ауди» и «Лады» — гендиректор компании рассказала, что спасет ее в условиях падающего рынка

Днем, в разгар июльской жары ул. Большевистская превращается в почти адское место. Правда, офис «СЛК-Моторс» встречает прохладой и полумраком. Генеральный директор группы компаний Наталья Жданова — в строгом офисном платье и тонкой ажурной кофточке. В переговорной зоне — ослепительная белизна которой напоминает скорее о резиденции снежной королевы, нежели об офисе автомобильного дилера — огромное зеркало в белой раме, букет белых гладиолусов на прозрачной столешнице, белее снега кожаные кресла и ковер. К 2012 году группа компаний была главным новосибирским продавцом новых авто, имея в своем портфеле 10 марок. В апреле 2013 года руководство ГК «СЛК-Моторс» заявило о прекращении сотрудничества сразу с четырьмя брендами: Ford, Volvo, Mitsubishi и LADA. Весной этого года СЛК отказалась продавать Nissan, а летом — Audi. Жданова очень спокойна и на первый вопрос корреспондента НГС.БИЗНЕС — о сложности ситуации — отвечает обстоятельно и терпеливо.

Вячеслав Зубарев, основатель холдинга «Транстехсервис» (входит в пятерку крупнейших авторитейлеров по всей РФ. — Я.Я.) так охарактеризовал нынешнюю ситуацию для автодилеров: «В 2009 году надо было пережить кризис, а сейчас — научиться жить в нем».

Абсолютно согласна с Вячеславом. По итогам первых пяти месяцев новосибирский рынок упал на 21 %, снижение наблюдается практически по всем брендам. Ford потерял 75 %, Merсedes — 60 %, аналогичная ситуация по Audi. BMW потерял около 23 %, что во многом объясняется эффектом низкой базы. Наиболее благоприятная ситуация у Toyota, продажи которой снизились лишь на 7 %, и то лишь потому, что часть продаж июня перешла на первые числа июля из-за позднего поступления автомобилей.

И как же быть в этой ситуации?

Как всегда, работать. (Улыбается.) Продавать, выжимая максимальную эффективность. Никакого другого пути не вижу.

Все стремятся увеличить объемы продаж, а вы сокращаете свой дилерский портфель…

Набрать большой портфель брендов — не значит эффективно его использовать. Чтобы одновременно развивать множество марок и общаться с дистрибьюторами, требуются огромные усилия. Конечно, на российском рынке есть примеры компаний, которым это удается, например, тот же «Автомир», но это федеральный игрок.

По-вашему, наличие большого количества брендов в портфеле — минус для дилера?

А кто сказал, что это плюс?

Но чем больше брендов, тем больше выручка, не так ли?

Не так. Выручка компании и, главное, прибыль зависят далеко не только от количества реализованных автомобилей. Имеет значение средняя стоимость продаваемого автомобиля, а также торговые условия, которые предоставляет вам дистрибьютор, другие моменты. Мы отказались от брендов, доходность которых нас не устраивала.

Например, по Volvo и Mitsubishi соотношение выручки и EBITDA в 2,5–3 раза ниже, чем по другим брендам. Также пересмотрели свое отношение к маркам, салоны которых находятся на арендованных площадях.

Зачем вы расторгли договор с Audi, дилерский центр которой планировали построить?

Отказ объясняется экономикой проекта. Бессмысленно развивать бренд в одном городе силами двух дилеров, каждый из которых должен построить полнофункциональный салон, стоимость которого, на минуточку, составляет от 200 млн руб. И все это в условиях падающего рынка.

А LADA? Недорогая марка, которая пользуется массовым спросом.

Снижение рынка коснулось и «Лады». Что касается условий дистрибьютора «АвтоВАЗа», то они таковы, что мы практически ничего не зарабатываем даже при значительных объемах продаж. А наша компания прежде всего нацелена на достижение финансовых показателей. Повторю, количество машин в штуках, доля рынка — не тот результат, на который мы нацелены. Вспомните, на росте рынка наш дилерский портфель насчитывал 12 брендов. Мы достаточно прошли по этому пути, и я не считаю его эффективным. Сейчас, на мой взгляд, заслуживает внимания удачный опыт таких региональных компаний, как красноярская «Крепость». Последние годы компания преуспела, развиваясь в линейке Toyota — Lexus.

Тем не менее в Новосибирске наибольшего успеха добился «МАКС Моторс», который стремительно расширяет дилерский портфель.

Говорить, что компании с большим дилерским портфелем добились успеха, в отличие от тех, кто сузил линейку брендов, на мой взгляд, некорректно. Давайте определимся, что считать критерием успеха? Если финансовый результат, то давайте подождем. Время покажет, чего стт та или иная стратегия.

В чем тогда особенность вашей стратегии?

Мы сразу сделали ставку на создание полноценных дилерских центров, что требовало очень серьезных инвестиций. Но это было оправданно — ведь если ты заинтересован работать всерьез и надолго, придется вкладываться в развитие. Сейчас практически все площадки, на которых мы работаем, находятся у нас в собственности, в этом состоит преимущество СЛК. Хотелось бы отметить, что это полноценные дилерские центры, где можно спокойно и с комфортом пообщаться с клиентом. Нарастить дилерский портфель — не проблема, гораздо сложнее инвестировать в создание полноценных площадок и работать с прибылью в условиях спада.

Сейчас, оглядываясь назад, вам не кажется, что столь серьезные затраты были ошибкой?

Не кажется. Самое большое, что можно было бы сделать, — скорректировать масштабы наших дилерских центров. Тогда, на росте рынка, мы стремились сделать все по максимуму, соответствовать самым высоким стандартам. А сейчас

даже сами дистрибьюторы пересматривают параметры бизнеса, ставя во главу угла эффективность капиталовложений.

Как вы оцениваете свои взаимоотношения с дистрибьюторами? Легко ли вам с ними договариваться?

С нашими постоянными партнерами у нас сложились рабочие отношения. Мы достигли взаимопонимания по многим вопросам, доверяем друг другу. Они хорошо понимают экономику проектов и помогают нам в достижении показателей. Если же дистрибьютор проводит неразумную стратегию, то считаю сотрудничество проблематичным.

Можете ли вы раскрыть показатели выручки?

Наша выручка за прошлый год составила более 10 млрд руб. По этому показателю мы входим в пятерку крупнейших автомобильных компаний СФО.

Полагаю, что «МАКС Моторс», портфель которого больше в разы, зарабатывает еще больше…

Здесь нет линейной зависимости.

А что, выручка ГК «СЛК-Моторс» превосходит выручку «МАКС Моторс»?

Не хотелось бы обсуждать показатели коллег по рынку.

Рынок падает, и экономическая ситуация не внушает оптимизма. Вы не задумывались над тем, чтобы выйти из бизнеса, продать компанию?

Нет, не задумывалась. Конечно, как и всякий бизнес, СЛК может быть продана. В этом смысл любого бизнеса. Но мы не делаем никаких предложений о продаже компании.

Найден ли арендатор дилерского центра Nissan?

Да, с арендатором мы определились, но пока все документы не подписаны, назвать его не могу. Размер арендной платы сопоставим с тем доходом, который приносил нам этот бизнес. Сдача в аренду — нестандартный шаг для нас. Мы получили предложения от нескольких игроков и внимательно рассмотрели их. Отдали предпочтения наиболее комфортным из предложенных условий.

Как бы вы прокомментировали ситуацию по ЗАО «Сибакадемстрой»? (СЛК и ЗАО «Сибакадемстрой» ведут многолетнюю судебную тяжбу, связанную со строительством диллерского центра на ул. Большевистской, предъявляя друг другу многомиллионные иски, в том числе о банкротстве. — Я.Я.)

Поведение ЗАО считаю безответственным. Компания обратилась с иском в суд, хотя у нас нет никаких неисполненных обязательств перед ними. Исковые требования пока оставлены без движения, поскольку отсутствуют надлежащим образом оформленные документы. Напомню, ЗАО не выполнило своих обязательств по договору генподряда, существенно нарушая сроки выполнения работ, хотя у нас были достаточно жесткие обязательства перед импортером. Сейчас в отношении САС инициирована процедура банкротства. Мы намерены предъявить свои требования уже в качестве кредитора, поскольку имеем претензии по срокам и качеству.



Яна Янушкевич

Фото Ольги Бурлаковой (1), Анны Золотовой (2)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления