22 января суббота
СЕЙЧАС -19°С

Идея на миллион долларов

Кристофер Тара-Браун попал в рейтинг Forbes, продав вывески 59 кофейням, обойти его смогла лишь новосибирская компания «САН»

Поделиться

Кофейня Traveler's Coffee в Кемерово

Кофейня Traveler's Coffee в Кемерово

Поделиться

Справка: Франшиза (franchise — от старофранц. «свобода») — организация бизнеса, при которой компания-франчайзер передает партнеру (франчайзи) — на определенных условиях: право использовать бренд, технологии, бизнес-модель франчайзера. Как правило, франчайзи разово выплачивает франчайзеру крупную сумму (паушальный взнос), а затем ежемесячно — процент от выручки (роялти). Схема освобождает франчайзи от затрат на разработку и продвижение бренда, продукта, технологии, а франчайзера — от вложений в развитие сети.

В исследование Forbes отбирались франшизы со стартовыми вложениями от 350 тыс. руб. (паушальный взнос, ремонт и оборудование, минимальный объем товаров и т.д., — кроме арендных и коммунальных расходов). Не вошли франчайзеры: открывшие в РФ меньше 50 точек, появившиеся на рынке позднее декабря 2012 года, не предоставившие Forbes финансовые показатели или те, у кого число закрытых точек за 2013 год превысило 50 % от числа новых.

Франшизы оценивались по средней годовой выручке одной точки и соотношению прибыли и стартовых вложений. 80 % вошедших в топ — бренды отечественного происхождения. На 1-м месте — «Позитроника», московского происхождения крупнейшая в России сеть магазинов бытовой техники и электроники. Свое отсутствие в рейтинге Forbes в пресс-службе 2ГИС оставили без комментариев.

На официальном сайте SUN Studio называет свою технологию печати уникальной и продает пакетами «готовый высокорентабельный бизнес в любом городе мира», упаковывая в предложение все: от бизнес-плана до настройки оборудования и обучения персонала. Франшиза запущена в 2008 году, на сегодня по ней открыто 85 точек, в том числе в 2013-м — 32 точки. Ни одна не закрылась, — хотя SUN Studio обещает не окупившим за год вложения партнерам выкуп оборудования обратно. Средние вложения в одну точку (плата за открытие, оборудование, минимальный объем материалов и пр., минус коммунальные расходы и аренда) — 1,5 млн руб. Годовая выручка одной точки — 12 млн руб.; прибыль — 4 млн руб.

После американских кондитерских Cinnabon и московских кофеен «Шоколадница» на 22-м месте обнаруживается сеть кофеен Traveler's Coffee. Сибирский американец Кристофер Тара-Браун основал ее в Новосибирске в 2000 году.

Первую франшизу он продал в 2006 году. Сейчас у Traveler's Coffee 21 собственная и 59 франчайзинговых точек. По данным Forbes, в 2013 году открылось 12 кофеен (ни одна не закрылась). Средние вложения в одну новую кофейню составляли 14 млн руб., годовая выручка — 27,6 млн руб., прибыль — 5,5 млн руб.

От большинства российских кофейных сетей Traveler's Coffee отличает то, что они запрещают торговать алкоголем под своей вывеской — в условиях партнерам это идет первыми пунктом. Кроме того, использовать можно только оборудование, посуду и пр. либо поставленные головной компанией, либо рекомендованные ею. Также франчайзи обязаны согласовывать любые изменения в меню и рецептуре с головной компанией, а также отправить ключевых сотрудников на учебу в Новосибирск.

Плата за открытие небольшой (70–90 кв. м) кофейни без кухни под вывеской Traveler's Coffee — около полумиллиона руб., за большую кофейню с кухней — полтора миллиона руб. Вложения в оборудование и помещение, по словам Анвара Пириева, совладельца Traveler’s Coffee и директора департамента франшизы, в зависимости от масштабов кофейни составляют от 6,5 млн руб. до 13 млн руб. Роялти — 3 % от оборота кофейни (т.е. около 69 тыс. руб. в среднем) — выплачивается ежемесячно.

Нужно отметить, что роялти, взимаемое Traveler's, более чем в 2 раза меньше, чем у обгоняющей его в рейтинге на 10 пунктов «Шоколадницы» (7 %).

Анвар Пириев комментирует, что до недавнего времени 2 %, а теперь 3 % — это та доля, которую франчайзи готовы ежемесячно отдавать, не пытаясь утаить выручку: «Можно отписать больше — а через несколько месяцев люди перестанут платить. У нас было два процесса по таким делам: мы все выиграли, но свои денег все равно не получили».

Людмила Гольдина, управляющая кофейней Travelers Coffee в Самаре, говорит, что самарский франчайзи выбрал несколько лет назад именно этот бренд, вначале вдохновившись харизматичным выступлением сибирканца Кристофера Тара-Брауна, а затем сочтя более интересными, чем у конкурентов, интерьер, концепцию и прочее. «Нас снабжают посудой, рекомендуют поставщиков, продумано постоянное и сезонное меню, вообще все нюансы. Нам можно вообще не думать», — улыбается госпожа Гольдина.

«Общепит как удачная франшиза — это общемировое явление, причем он может зародиться где угодно, как те же самые «Жареные цыплята из Кентукки», — комментирует глава комитета по поддержке малого и среднего предпринимательства мэрии г. Новосибирска Сергей Дьячков. — То есть успех Traveler's типичен. А вот успех SUN Studio уникален, потому что других таких франшиз нет». Что касается отрасли, франшизы в которой новосибирцы охотнее всего покупают сами, то это, по оценке господина Дьячкова, — помимо того же общепита — прежде всего брендовые магазины одежды и обуви.



Елена Полякова

Фото Веры Сальницкой

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter