2 декабря четверг
СЕЙЧАС -4°С

«Люди не хотят тратить время на кухне»

Новый руководитель «Сибирского Гиганта» уверен, что новосибирцам не хватает готовой еды и гипермаркетов

Поделиться

Поделиться

Справка: ООО «Торговый холдинг «Сибирский Гигант» создан в 1996 году. Сегодня он включает сеть универсамов «Горожанка» (11), супермаркетов «Мегас» (3) и торговые центры «Гигант» (2) — гипермаркет и cash&carry. По данным системы «СПАРК-Интерфакс», оборот компании в 2009 году был 5,1 млрд руб. (в 2008 году — 5,5 млрд руб.), а чистая прибыль составила 63,2 млн руб. Учредителями компании являются Александр Манцуров (52,85 %) и Андрей Кузнецов (47,15 %).

Как вас занесло так далеко от Москвы?

Россия — большая страна, но российский мир розничной торговли не так велик — здесь почти все друг друга знают, если не напрямую, то через знакомых. Я познакомился с учредителями компании, и мы договорились об условиях, которые стали интересны и мне, и им. Мне очень импонирует то, что в отличие от многих, в том числе и крупных столичных компаний «Гигант» развивался очень осмотрительно, сопоставляя доходы и расходы. В свое время владельцы компании не пытались искусственно, на кредитные деньги, «накачать» сеть. И поэтому сейчас у компании нет серьезных долгов, она может успешно развиваться.

Отличается ли чем-то новосибирский рынок от того, что происходит в европейской части страны?

Какие-то заметные отличия связаны только с удаленностью — здесь меньше или нет совсем части тех поставщиков, которые присутствуют в западной части страны. Плюс дополнительные транспортные издержки, которые объективно делают часть товаров чуть дороже.

По той же самой причине удаленности доля ритейлеров-«федералов» по мере удаления от Москвы на восток неуклонно снижается. Это дало возможность в свое время развиться здесь местным сильным компаниям.

Что «Гиганту» удалось сделать в прошлом году?

Поделиться

Год был непростым. Несмотря на то что кризис, вроде бы, закончился, какого-то заметного роста, возврата к докризисным показателям не произошло. С другой стороны, мы научились работать более эффективно, так что рентабельность бизнеса увеличилась. Если говорить о конкретных магазинах, то компания смогла открыть три новых универсама «Горожанка», один супермаркет «Мегас» (в ТРК «Ройял Парк») и провести «рестайлинг» гипермаркета «Гигант» на проезде Энергетиков.

Чем вызваны изменения, произошедшие в гипермаркете на Энергетиков?

Изначально этот магазин задумывался все же как торговый центр, который будет наряду с розничным потребителем работать и с малым бизнесом. Однако сегодня фактически покупки там совершают преимущественно конечные покупатели. Поэтому мы хотели сделать магазин удобней и уютней именно для них. Надеюсь, что это удалось — магазин стал более комфортным, в нем стало светлее, расширилось собственное производство, улучшилась навигация. Мы много работаем над тем, чтобы покупатели меньше времени проводили на кассах. Там очевидный прогресс, но потребуются месяцы, чтобы привлечь туда покупателей, которые во время ремонта перестали туда ходить.

В свое время «Сибирский Гигант» отказался от строительства новых гипермаркетов и даже пытался продать площадки. Что изменилось в оценках перспектив этого формата?

Один гипермаркет мы начнем строить уже в этом году на пересечении Бердского шоссе и ул. Русская. Еще по одной площадке начнутся проектные работы. И мы уже начинаем присматриваться к новым участкам. В том числе и за пределами Новосибирска.

Рынок крупноформатных магазинов в Новосибирске еще далек от заполнения. Здесь вполне можно открыть еще 4-5 таких магазинов. И «Сибирский Гигант» вполне в состоянии это сделать. Ситуация в российской рознице довольно сильно изменилась после кризиса. Целый ряд компаний, которые готовы были вот-вот прийти в Сибирь, сейчас или свернули свои планы по развитию, или вовсе разорились. Если сейчас посмотреть на список потенциальных новых игроков, то он окажется очень коротким. Кроме сети «О'КЕЙ» здесь может появиться в ближайшие пару лет разве что только X5. Остальные магазины будут открываться компаниями, которые уже здесь работают.

«Мегас» всегда славился своей кулинарией. Насколько успешно удается развивать это направление в растущей сети?

О степени успешности лучше судить покупателям, но мы продуктам собственного производства отдаем очень высокий приоритет. Сейчас у нас в ассортименте имеется около 200 позиций собственного производства в разных категориях, и они нам дают около 15 % оборота. И это не просто какой-то устоявшийся набор. У нас есть штат технологов, которые занимаются внедрением новых блюд. Новинки тестируем на себе, потом предлагаем их покупателям. То, что находит спрос, — остается, то, что продается плохо, — убираем. Да и оставленные в ассортименте блюда периодически проходят ротацию, чтобы, приходя в наши магазины, покупатели постоянно видели что-то новенькое.

Рост спроса на продукцию кулинарии, как мне кажется, отражает изменения потребительского поведения в целом. Горожане давно уже активно пользуются полуфабрикатами и блюдами быстрого приготовления. Но можно купить нечто замороженное, с длительным сроком хранения, а можно — салат или горячее, сделанные пару часов назад. Люди не хотят тратить время на кухне, но им хочется есть свежие, вкусные продукты. И кулинарные производства вроде нашего могут обеспечить им такую возможность.

Наше собственное производство дает широкие возможности предлагать покупателям уникальные позиции, каких нет больше нигде. К тому же наличие на прилавке свежих продуктов, которые можно выбрать, которые при тебе взвесят, создает в магазине особую атмосферу. Я недавно был в Китае и специально посетил гипермаркеты нескольких западных сетей. Огромное впечатление на меня произвел французский «Карфур». Предложение свежих продуктов просто великолепно. Внутри там сделаны своего рода базары — с зазывалами, специфической выкладкой. Здесь же что-то могут порезать и при тебе приготовить. Это создает совершенно другие ощущения от покупки. Это как раз то направление, в котором мы будем развивать наши магазины.

После того как «Сибирский Гигант» начал развиваться активней, стало гораздо больше негативных отзывов о работе ваших магазинов…

Развитие иногда влечет за собой проблемы контроля качества, так что я допускаю, что недочеты сейчас есть. Да, мы не идеальны — нам есть над чем работать. Мы внимательно прислушиваемся к отзывам покупателей и реагируем на них.

Но здесь нужно понимать, что для каждого формата существует свой уровень требований. «Горожанки» никогда не станут «Мегасами» — у них нет такой задачи. А вот стать лучшей сетью в сегменте районных супермаркетов — это для нас задача, которая не подлежит обсуждению. Так оно и будет.

Стас Соколов

Фото автора

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку