NGS
Погода

Сейчас-1°C

Сейчас в Новосибирске

Погода-1°

ясная погода, без осадков

ощущается как -3

0 м/c,

штиль.

762мм 92%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Реклама
Бизнес Экономика Школа ремонта

Школа ремонта

Предприятия по отделке помещений потеряли больше половины клиентов, но ремонт становится только дороже

Строительная отрасль Новосибирска переживает рецессию. По данным экспертов, на момент января 2009 года в Новосибирске приостановлено около половины строек жилых домов. Строительный бум 2008 года сменился падением объемов продаж жилья и снижением спроса на сопутствующие услуги. Одним из ключевых сопутствующих рынков, пострадавших от кризиса строительной сферы, стал рынок услуг по ремонту и отделке. Решив выяснить проблемы и перспективы ремонтных фирм, мы обратились к экспертам из крупнейших представителей ремонтного бизнеса. На вопросы корреспондента НГС.БИЗНЕС отвечали: директор ООО «Фалкон» («Первая ремонтная компания») Станислав Вегергорн, директор по развитию строительной компании «Индексстрой» Андрей Пуненко и директор дизайн-студии «Арка» Лев Яшин.

Насколько изменились объемы выполняемых работ?

Станислав Вегергорн: Сокращение объемов произошло в разы. Традиционно лучшим сезоном у профессиональных отделочников считается промежуток сентябрь – декабрь. В это время года размещается наибольшее количество заказов. Однако в 2008 году описываемые месяцы были провальными. Январь – апрель, в свою очередь, традиционно считаются «несезоном». Ситуацию усугубляет и изменение характера заказов — многие владельцы квартир в новостройках переходят на заказы «эконом» и «суперэконом». Например: «Поставьте только ванну, все остальное сам сделаю.

Андрей Пуненко: Думаю, что сокращение объемов работ произошло на 60–70 %. Это связано прежде всего с приостановкой строительства множества новостроек.

Лев Яшин: Объем заказов сократился однозначно, но оценивать падение в цифрах на сегодня крайне трудно, так как январь и февраль традиционно считаются несезонными месяцами в нашей отрасли.

Кто сегодня является главным заказчиком? Каких клиентов становится меньше и почему?

С.В.: Структура спроса меняется в сторону вторичного жилого фонда, а объемы заказов от строителей новостроек сокращаются пропорционально этому росту. Если до кризиса соотношение заказов на новостройки и вторичный фонд составляло 70 % на 30 %, то на сегодня как минимум 50 на 50. Думаю, это связано с трудностями ипотечного кредитования.

А.П.: Сегодня многие строительные компании предпочитают свернуть бизнес, чтобы не нести большие убытки. Ориентировочно из 160 функционировавших до кризиса строительных компаний на сегодня осталось около 100. Начала активно использоваться схема оплаты бартером, причем рассчитываются квартирами не только с нами, но и мы сами рассчитываемся таким образом с поставщиками материалов.

Л.Я.: В большей степени сокращение объемов заказов произошло по причине приостановки множества строек, которые давали крупные и дорогие контракты. Строительные компании не отказываются от наших услуг, а откладывают сроки осуществления работ. В целом можно сказать, что происходит перераспределение клиентской базы в сторону частных лиц.

Изменились ли цены за последние полгода-год? Как вы оцениваете конкуренцию на рынке, происходит ли ценовая борьба за клиента?

С.В.: Стоимость ремонта складывается из двух частей — покупка материалов и оплата услуг. В силу того, что предложение значительно превышает спрос, средняя стоимость работ упала до уровня 2007 года, то есть примерно на 15–20 %. Если же говорить о материалах, то в данном случае все зависит от того, где они производятся. Общестроительные смеси и цементы уже подешевели в среднем на 10 %, так как производятся в России. В то время как цены на производимые за рубежом обои, керамическую плитку и санфаянс выросли на 30–40 % и, по всей видимости, будут дорожать сильнее. Итоговые расчеты показывают, что в целом ремонт дорожает.

А.П.: Отечественные материалы для ремонта подешевели на 40–50 %, а импортные напротив — подорожали. Стоимость услуг снизилась максимум на 10%. Поэтому конечная сумма зависит от того, какие материалы предпочитает клиент.

Л.Я.: У новосибирских студий дизайна существует два типа ценовой политики — адекватная и политика «московских цен», то есть чрезмерно завышенная стоимость работ. Первый тип компаний не снижает цены и, по всей видимости, не планирует этого делать. Те же, кто в 2008 году работал по ценам, превышающим средний уровень в 2 или даже в 5 раз, вынуждены серьезно пересматривать свои прайсы в сторону понижения. Адекватный для Новосибирска уровень цен — это не выше 1000 руб. за кв. м проекта.

Какой стратегии стоит придерживаться компаниям, работающим в сфере ремонта, для того, чтобы пережить кризис?

С.В.: Сокращения уже происходят по причине резкого падения объемов заказов. Помимо обычных требований качества и сервиса, в кризисный период я бы посоветовал солидным компаниям, занимающимся ремонтом и отделкой, не гнушаться мелких заказов, от которых ранее приходилось отказываться.

А.П.: Я бы посоветовал активней участвовать в муниципальных аукционах на оказание услуг по ремонту и отделке помещений. Но даже и в этой сфере конкуренция усиливается — если еще в ноябре 2008 года на сайте мэрии каждый день появлялось по 6–10 новых сообщений о тендере, то сегодня их единицы. Второе направление — это поддерживать отношения с крупными строительными компаниями, которым обещана господдержка. Получив ее, они будут достраивать свои здания и снова станут активными заказчиками.

Л.Я.: Думаю, что ключевым моментом тактики выживания в эпоху кризиса является адекватная ситуации ценовая политика. Уйдут с рынка те, чьи цены «по-московски» завышены, а таких примерно 15–20 %.

Марк Волков

Фото gettyimages.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления