Новосибирск, слывущий серым городом, в обозримом будущем имеет шанс наконец-то избавиться от обидного эпитета. На это намекают итоги 2008 года, оглашенные в ходе выставки «СтройСиб-2009». Оказывается, именно наша область стала сибирским лидером фасадного дизайна. В основе современной фасадной индустрии лежит идея навесного вентилируемого фасада — системы, в буквальном смысле служащей одеждой здания. В общих чертах все вентилируемые фасады похожи: на капитальной стене дома крепится пористый утеплитель, выше — свободная воздушная прослойка, а сверху, в роли наружной ткани — плитки керамического гранита или цветные алюминиевые панели. Словом, сходство с синтепоновой курткой очевидно. Да и выглядит такой дом моднее, чем его «голые» собратья с кирпичными стенами. А уж горемык, одетых в серую цементную робу, он затмевает безоговорочно. И как раз в освоении навесных фасадов наша область сделала в 2008-м очевидный прорыв, обойдя города, от граждан которых, кстати, Новосибирску чаще всего и «прилетало» за серость и унылость палитры — Красноярск, Кемерово и даже пестро-нарядную Тюмень.
«В Новосибирской области доля навесных фасадов теперь самая большая — 490 тыс. кв. метров, — констатирует Дмитрий Рольбанд, председатель секции фасадных систем при Ассоциации строителей и инвесторов Новосибирска и Новосибирской области. — По этому показателю мы обогнали и Красноярский край (там за год смонтировано 280 тысяч кв. метров навесных фасадов), и Кемеровскую область (280 тыс. кв. м), и Тюмень, где динамика вообще отрицательная — там смонтировано 170 тысяч кв. м, на 17 % меньше, чем в 2007-м».
Впрочем, прорыв виден и обычным, неискушенным в статистике горожанам. В панораме центра, эффектно просматривающейся с Горской, прибавилось теплых тонов и бодрящих сине-зеленых всполохов. И хотя красный кирпич и изнуренная смогом силикатная плитка еще доминируют в «косметике» города, разницу с прошлым не заметить просто невозможно. Навесные фасады оживили даже здания, олицетворяющие собой безрадостную «административную» архитектуру 60–70-х: управление Пенсионного фонда РФ на Серебренниковской сменило грязно-белый цвет на кремово-шоколадную керамогранитную оболочку, Дом профсоюзов у станции метро «Красный проспект» перестал давить на округу цветом армейского валенка и тоже облачается в уютные «кондитерские» тона.
Впрочем, архитекторы и технологи стараются не впадать в лидерское самолюбование. Потому что оснований для тревоги не меньше, чем поводов для гордости. «Лидерство — это, конечно, здорово — рассуждает архитектор Артур Лотарев. — Но этот бурный рост уже принес ворох штампов. Например, охры, бежевого, кремового в городской палитре уже стало многовато». Сами архитекторы уже прозвали сей набор китайской гаммой — по имени страны, изобильнее всего фабрикующей фасадные материалы. Справедливости ради стоит сказать, что этническая окраска прозвища условна: российские заводы тоже поднаторели именно в таком ассортименте.
«Фантазию архитекторов сдерживают резоны заказчиков и производителей материалов, — объясняет Дмитрий Рольбанд. — С одной стороны, тривиальный цвет выгоднее заводу. Ведь чем ярче цвет, тем больше нужно пигментов. С другой стороны, и заказчику материалы «средней оригинальности» обходятся дешевле — они всегда есть на складе. Более того, их часто так и называют — «складские цвета».
Впрочем, даже «складской» цвет по умолчанию лучше нулевого — какого-нибудь бетона «под шубу». Вот сейчас Дом профсоюзов одет в кремово-шоколадный фасад и явно оживляет собой улицу».
Впрочем, бесконфликтной хлебно-шоколадной гаммой картина не исчерпывается, ожидается и цветовое бунтарство — многие из ныне строящихся зданий обещают быть весьма живописными деталями городского пейзажа. «Очень интересным по цветовому решению получается торгово-офисный комплекс на пересечении улиц Ипподромской и Кропоткина, — отмечает директор компании «Авента» Елена Киреева. — Там применена очень выразительная комбинация — бирюза, черный, серебро. Палитра эта эффектно играет с пластикой здания. Нетривиальное цветовое решение будут иметь и фасады торгово-развлекательного центра «Аура». Основа — энергичный алый цвет, на котором будут золотые акцентные элементы — бабочки, цветы, капли».
Артур Лотарев, в свою очередь, убежден, что врожденная привязанность Новосибирска к «немаркому серому» и тривиальным желто-белым ампирным комбинациям преувеличена.
Опыт «цветных революций» в архитектуре у города был. Причем, давно. «Например, здание Госбанка на площади Ленина всегда было красным, изначально», — подчеркивает он. А Дом под часами на открытках 60-х годов вообще светло-оранжевый.
Кстати, оранжевый цвет, возможно, вскоре снова вернется в архитектурный арсенал. По крайней мере, в соседних регионах этот жизнерадостный колер сейчас очень популярен. «Новокузнецк сейчас буквально влюбился в оранжевый цвет, — подтверждает Елена Киреева, — Точнее, мы «влюбили» его зданием бизнес-центра, где осмелились на неожиданное решение «серый металлик плюс оранжевый». Получилась очень интересная, драматическая комбинация, совершенно неожиданная для Новокузнецка, где ничего кроме серого и синего прежде не применялось. Северные города вообще буквально в очередь выстроились за оранжевым цветом. Бум оранжевого начался с осени. Думаю, такая популярность объяснима мощной энергетикой оранжевого — это позитивный цвет, цвет-антидепрессант».
Тот факт, что эмоциональный фасадный цвет может надоесть, архитекторов и инженеров не озадачивает. «Навесные фасады тем и хороши, что надоевший вариант легко заменить новым,
— резюмирует Дмитрий Рольбанд — Снять кассеты или плитки с обрешетки и «надеть» новое, более модное «платье» — облицовку другого цвета или текстуры. В общем, Новосибирску очень полезно, что у его домов появилась возможность «переодеваться». Думаю, через несколько лет его уже никто не будет считать серым».
Ксения Суворова
Фото Веры Сальницкой