PR Beverages Limited — совместное предприятие PepsiCo и Pepsi Bottling Group в России — договорилась о покупке 100 % акций новосибирского ЗАО «Собол-аква», говорится в сообщении PepsiCo. Завод «Собол-аква» (мощность 6,5 млн дал в год) входит в Группу компаний «Калинка», которая, по данным участников рынка, принадлежит бывшему владельцу «ВИНАПа» Юрию Верясову.
Справка: PepsiCo производит безалкогольные напитки (Pepsi, Mirinda, 7Up, Aqua Minerale и др.), соки, кондитерскую, бакалейную продукцию, снэки. Оборот в 2006 году — 35 млрд долл. В России до сих пор компания была представлена пятью заводами по розливу напитков (в Новороссийске, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре и Сочи) и заводом по производству чипсов. Кроме того, в Домодедово Pepsi строит новый завод. Объем российского рынка газированной воды «Бизнес Аналитика» оценивает в 800 млн дал, или 4,5 млрд долл. в год.
После завершения сделки — во втором квартале 2008 года — PR Beverages Limited станет владельцем предприятия «Собола» в Новосибирске. Финансовые условия сделки не разглашаются.
Сейчас «Собол-аква» производит безалкогольные напитки под товарными марками «Собола», а также по договору производственного подряда осуществляет розлив разнообразной продукции под товарными знаками «Пепси». Связаться с Юрием Верясовым корреспонденту НГС.БИЗНЕС не удалось, но источник, близкий к собственникам завода, сообщил, что сейчас «Собол-аква» разливает 50–100 тысяч дал в месяц напитков под маркой «Пепси» и столько же — собственных брэндов. Соответственно, общая производительность «Собол-аква» достигает 2,4 млн дал в год.
Собеседник корреспондента НГС.БИЗНЕС рассказал, что сделка с PR Beverages Limited еще под вопросом, соглашение о намерениях подразумевает выполнение определенных условий обеими сторонами, какие именно — источник не сообщил.
Источник опроверг информацию «Ведомостей» о том, что директором «Собол-аква» уже назначен топ-менеджер PepsiCo в Новосибирске Борис Ощепков. «Завод по-прежнему возглавляет Валентина Браур, бывший менеджер «ВИНАПа», — заявил он.
В то же время в PR Beverages Limited в будущей сделке не сомневаются. Президент PBG Россия Алексей Мехоношин заявил, что «теперь компания будет планомерно наращивать свое присутствие в Новосибирске и всем Сибирском регионе, развивая дистрибуцию, производственные и складские мощности на базе «Собола».
Сейчас позиции «Пепси» в Новосибирске и в целом в Сибири по сравнению с ее традиционным конкурентом Coca-Cola слабы.
По данным «Бизнес аналитики», PepsiCo по итогам 2007 года занимала 13,6 % новосибирского рынка безалкогольных газированных напитков, ГК «Калинка» — 15 %, а Coca-Cola — 43,4 %.
Аналитик «ФИНАМа» Сергей Фильченков считает, что покупка партнера с одновременным захватом его доли рынка позволяет более уверенно войти на рынок, чем строительство нового завода, которое к тому же может потребовать длительного времени на согласование. Контроль над предприятием позволит полностью перепрофилировать его на напитки «Пепси», снизить издержки на розлив, а также вложиться в расширение и модернизацию производства, что позволит увеличить долю компании на региональном рынке. На фоне этой покупки PepsiCo способно нарастить долю на местном рынке до 20 %, считает Фильченков.
В оценках стоимости сделки эксперты разошлись. Директор по корпоративному развитию «Новых торговых систем» (развивает сеть супермаркетов «Пятерочка» в Новосибирске) Александр Агеев считает, что цена «Собол-аква» не превышает 20 млн долл., Сергей Фильченков полагает, что этот актив может обойтись в 70 млн долл.
Пока у PepsiCo не было производственных мощностей за Уралом. Это значительно затрудняло логистику компании, считают эксперты, и давало фору главному конкуренту компании — Coca-Сola Сompany, у которой сейчас уже три завода в Сибири и на Дальнем Востоке: в Новосибирске, Красноярске и Владивостоке.
Ольга Коберник
Фото slimmy.blogi.ru