Рост интереса крупных российских и иностранных торговых компаний к новосибирским рынкам сбыта спровоцировал серьезный дефицит складских помещений. И хотя в этом году в нашем городе наблюдался настоящий «логистический бум», рынок еще очень далек от насыщения. Однако поддержка инвестиционного совета Новосибирской области проекта строительства логистического парка «Толмачево» может исправить сложившуюся ситуацию.
В настоящее время «Логопарк «Толмачево» уже получил земельный участок под строительство комплекса площадью 200 га. По словам генерального директора ЗАО «Логопарк «Толмачево» Владимира Новикова, объект будет сдаваться в три очереди. Первые 300 тыс. кв. метров компания пообещала сдать в 2008 году. Остальные площади (222 тыс. кв. м и 300 тыс. кв. м) будут введены в строй позднее. Но дефицит уже сделал свое дело. «На 70 % площадей первой очереди уже заключены договоры аренды», – сказал Владимир Новиков.
И это не удивительно. По разным оценкам других участников рынка, на данный момент потребность в складах класса «А» составляет от 300 до 650 тыс. кв. м. «На сегодняшний день эта ниша не заполнена, – говорит исполняющий обязанности руководителя новосибирского подразделения «Евросиб-Терминал» Дмитрий Мацулев. – И в ближайшее время вряд ли кто-то построит такие склады и в таком объеме».
Реализация проекта «Логопарк «Толмачево» началась в прошлом году, а завершить строительство третьей очереди компания планирует в 2010-2011 году. В логопарке построят железнодорожные пути, контейнерную площадку и более 800 тыс. кв. метров складских помещений. Общий объем инвестиций в проект составит более 14 млрд рублей. В парке будут разгружаться крупногабаритные железнодорожные контейнеры и автотранспорт, а доставлять груз к точкам реализации в городе будут малотоннажные автомобили.
В этом и может скрываться основная проблема проекта. «Логистический парк – это в первую очередь инфраструктура, – поясняет Дмитрий Мацулев. – Это удобство подъезда и близость транспортных узлов». «Пропускная способность зависит не только от скорости обработки грузов, но и от возможности их дальнейшей транспортировки, – говорит Дарья Колякина. – При существующей транспортной инфраструктуре пропускная способность не может значительно вырасти. Логистический потенциал будет увеличиваться настолько, насколько строительство дорог будет соответствовать наращиванию складских мощностей».
Правда, инвестиционный совет принял решение поддержать проект и определил меры по развитию инфраструктуры прилегающей к строящемуся парку территории. Так что если все пойдет по плану, то «дорожных» проблем можно избежать.
Всего до 2010 года компания «Евразия логистик» (ЗАО «Логопарк «Толмачево» входит в ее состав) планирует открыть более 20 логистических центров в основных торговых узлах России и странах ближнего зарубежья. «Но мы выделяем три приоритетных проекта – это Москва, Екатеринбург и Новосибирск, – уточнил Владимир Новиков. – Кроме того, в Новосибирске мы планируем построить еще один логистический центр на восточной окраине города».
Справка: ООО «Евразия логистик» создано казахстанской ИПГ «Евразия» (принадлежит акционерам казахстанского банка «Тураналем») для реализации проекта по строительству в 2006-2010 годах 20 логистических комплексов в России общей площадью более 5 млн кв. м. Проект реализуется в рамках создания транспортного коридора Юго-Восточная Азия – Китай – Казахстан – Россия – Европа.
Рост предложения складских площадей, безусловно, смягчит дефицит. Но на снижение цены на хранение и обработку грузов, которая сейчас составляет 12-14 руб. за паллето-место (место на стеллаже, занимаемое одним поддоном с грузом – паллетой) в сутки, повлияет вряд ли. «При текущей ситуации с инфляцией в стране надеяться на это не совсем разумно, – комментирует ситуацию директор Сибирского грузового терминала Максим Жучков. – Происходит удорожание строительства, энергоресурсов, да и рабочая сила требует все больших затрат. В связи с бумом открытий в Новосибирске логистических предприятий и сетей на кадровом рынке возрос спрос на сотрудников склада – кладовщиков и грузчиков, а это заставит работодателей в конкуренции за квалифицированный персонал поднимать зарплаты. Скорее всего, логистические предприятия будут стараться удерживать цены путем технологических оптимизаций. Снижение цен, возможно, будет тогда, когда рынок логистических услуг будет сформирован и на нем не будет дефицита».
Андрей Чепурко
Фото business-magazine.ru