Фотоателье — это очень стабильный бизнес. Владельцы салонов утверждают, что конкуренция на этом рынке фактически отсутствует. Рано или поздно у любого человека возникает необходимость сфотографироваться на паспорт, студенческий билет или права, поэтому у фотосалонов клиенты будут всегда. Да и стартовые инвестиции в фотоателье невысоки. Единственная проблема этого бизнеса — низкая доходность фототочек.
Переход с пленки на цифровую технику положительно отразился на бизнесе «фото на документы». Печать цифрового изображения оказалась проще и дешевле, чем проявка фотографий с пленки. «Кроме того, «цифровая революция» увеличила скорость работы ателье, — говорит владелец фотосалона «ФОТТО» Антон Крюченков. — Цифровое изображение печатается быстрее, и клиент получает фотографию раньше». Таким образом, фотоателье получили возможность обрабатывать большее количество заказов при меньших расходах.
Кроме того, снизились затраты на персонал. Есть обязательные требования к фону, размеру снимка, существуют программы, в которых задаются все параметры, а картинка выводится на монитор. Поэтому нет необходимости уделять особое внимание обучению операторов — делать фотографии на документы может и непрофессионал. По словам бизнесменов, сотрудника для работы в фотоателье можно обучить за неделю.
Впрочем, затраты могут возрасти в зависимости от площади и особенностей планировки. Чем меньше света, тем сложнее получить хороший снимок. Если в помещении ателье много окон, то вспышки фотоаппарата будет достаточно. Если же света не хватает, то придется докупать лампы и другое осветительное оборудование.
Основные же расходы фотоателье — арендная плата. Главное конкурентное преимущество в этом бизнесе — высокая проходимость. Поэтому салоны жестко привязаны к центральным улицам, где стоимость аренды очень высока.
Минимальная площадь фотоателье — 3–5 кв. м. Именно столько места необходимо, чтобы поставить стул, задник, фотоаппарат и компьютер. Если же вы планируете оснастить точку «по последнему слову техники» — оборудовать гардероб, санузел, повесить зеркало, поставить сканер и мощный принтер, то площадь салона составит 30–40 кв. м.
Минимальная необходимая посещаемость, при которой салон работает в ноль, — два–три человека в день. Средняя же посещаемость «раскрученного» фотоателье в хорошем месте — 15–20 человек в день.
При чеке в 100–120 руб. и рентабельности бизнеса 15–20 % доходность фототочки составит 10–12 тыс. руб. в месяц. Такие скромные показатели заставляют многих владельцев переходить к сетевому формату. Одиночный салон приносит весьма скромный доход, а несколько фототочек значительно увеличивают прибыльность бизнеса и позволяют минимизировать риски. «Если рядом с вашим фотоателье открылась точка конкурентов, проходимость и выручка упадут вдвое, — комментирует владелец одной из сетей, пожелавший остаться неизвестным. — Сеть значительно стабильнее и конкурентоспособнее одиночного салона». По его словам, для оптимальной работы необходимо иметь 3–4 точки.
В этом бизнесе необходимо учитывать хотя и небольшую, но сезонность. Для фотоателье самый провальный месяц — январь, а самые прибыльные — июнь и июль. В остальные периоды бизнес довольно стабилен. Это просто объяснить. Загранпаспорта на новогодние туры оформляются заранее, поэтому в сам период праздников поток клиентов заметно уменьшается. Летом же абитуриенты сдают документы в вузы, а работающие граждане получают загранпаспорта к сезону отпусков.
Стоит еще упомянуть о способах «раскрутки» молодого фотоателье. На начальном этапе эффективна реклама в месте его нахождения — проходящие мимо люди должны запомнить, что при необходимости именно здесь можно сфотографироваться. Ощутимый эффект приносят вывески и световые короба, а также раздача листовок и установка указателей.
Из-за невысокой доходности салонов «фото на документы» предпринимателям, особенно на начальном этапе, приходится экономить на всем. Речь даже не о том, что владелец не может нанять управляющего салоном. Некоторые бизнесмены в первый год существования точки самостоятельно выполняют работу оператора-фотографа.
Однако и у этой проблемы есть решение — расширение спектра услуг. Для привлечения дополнительных клиентов многие фотоателье предлагают возможность оцифровать и записать на диск старые аналоговые фотографии, обработать на компьютере снимки или распечатать документы на принтере.
Андрей Чепурко
Фото narod.ru