26 мая мэрией Новосибирска были объявлены результаты котировок на создание новой концепции парковочного пространства центральной части города. От компании-победителя — проектного института «Новосибгражданпроект» — требуется найти способ организовать на центральных улицах минимум в 2 раза больше парковочных мест, чем есть на данный момент. В то время как инженеры рисуют схемы многоуровневых парковок, в городской службе парковки подводят первые итоги работы регулировщиков на Красном проспекте. Несмотря на то что парковщики позволяют увеличить вместимость стоянки на 40–50 %, эксперты считают, что в недалеком будущем центр Новосибирска неизбежно станет платным для автомобилистов.
Справка: По данным официального сайта мэрии, к середине 2009 года в Новосибирске существовало около 202 тыс. парковочных мест (гаражи, паркинги и временные автостоянки), а также было зарегистрировано 330 тыс. легковых и 57 тыс. грузовых автомобилей. По информации прокуратуры НСО, всего на территории Новосибирска на момент зимы 2010 года функционировало 354 платных автостоянки.
В объявленном мэрией Новосибирска запросе котировок по выбору генпроектировщика для разработки концепции парковочного пространства центра города участвовало три компании: томская «Группа компаний «Город», а также новосибирские «Сибирское проектное бюро» и ОАО «ПИ Новосибгражданпроект». Последней организации удалось победить при помощи жесткого демпинга — сотрудники проектного института согласились выполнить работу за 265 тыс. руб., то есть почти в 2 раза дешевле начальной стоимости контракта (499 тыс. руб.). Согласно условиям контракта, новая концепция будет оплачена из муниципального бюджета и должна быть готова уже через 45 дней после подписания договора.
«Обычные плоскостные решения — это тупиковый путь, необходимо разработать предложения по оптимизации пространства. Например, у бизнес-центров логично создавать механизированные парковки, а в районе спортивных сооружений более актуальны подземные многоуровневые парковки. Мы рассчитываем, что при помощи новой концепции количество парковочных мест в центральной части города увеличится в 2–4 раза». Стоит отметить, что в данном случае под «центральной частью города» подразумевается территория, ограниченная улицами Ипподромской, Дуси Ковальчук, Владимировской, Фабричной и Большевистской.
Как отметил сотрудник отдела генпалана проектного института «Новосибгражданпроект» Владимир Дыха, в 2009 году компания выполняла проект планировки центральной части города, один из пунктов которого был посвящен дорожно-транспортной сети: «Нам остается лишь доработать этот пункт с учетом текущей ситуации. В итоге концепция будет представлять собой набор конкретных предложений со схемами, где и какие парковки следует возводить. Концепция предполагает увеличение количества парковочных мест в рамках указной территории примерно в 2 раза. На основе концепции можно будет искать инвесторов под конкретные проекты».
Напомним, что одним из первых практических шагов новосибирских властей по улучшению ситуации с парковочными местами в центре города, стало создание в 2010 году муниципального автономного учреждения «Новосибирская городская служба парковки» (МАУ НГСП).
Результаты первых трех месяцев работы службы описал ее директор Аркадий Белов: «Например, на участке бесплатной парковки на Красном проспекте в районе Дома офицеров и Дворца бракосочетания ранее стояло максимум 77 автомобилей, а после нанесения разметки и привлечения услуг парковщиков используется 126 машино-мест. Мы работаем на 6 участках на протяжении ул. Красный проспект. Рассчитывали освобождать 20 % дополнительного места, но зачастую удается повысить эффективность парковочной площади на 40–50 %». По данным Аркадия Белова, службе удается решать и проблемы рационального использования внутридворового парковочного пространства: «В любом дворе можно расставить машины так, чтобы было больше места и всем было удобно ездить».
Аркадий Белов считает, что рано или поздно все уличные парковки в центре Новосибирска станут платными:
«Ничто так не стимулирует людей, как рубль. Бюджет многих крупных городов мира на 30 % состоит из оплаты парковки в деловой части. Приведу пример. Если в каком-либо европейском городе водитель поставит свой автомобиль поперек парковочного кармана, заняв 3 места, то он и заплатит за 3 места. Если такое происходит у нас — водитель никому ничего не должен, так как и парковки бесплатные, и нарушением это не считается».
По мнению руководителя лаборатории «Информационные технологии транспорта» СГУПС профессора Валерия Хабарова, для центральной части Новосибирска актуальны многоуровневые парковки, расположение и вместимость которых необходимо рассчитывать при помощи математических моделей. «Вообще, парковка автомобиля в центре Новосибирска должна стать платной. Причем плата должна быть достаточно высокой, — уверен ученый. — При этом необходимо построить сеть перехватывающих парковок на станциях метро, чтобы основной поток людей ездил в центр на общественном транспорте, оставляя машину на такой стоянке. Дело в том, что в скором времени автомобилей в Новосибирске станет настолько много, что без подобных административных мер просто не обойтись».
Марк Волков
Фото Сергея Ляшко (1), автора (2), предоставлены МАУ НГСП (3, 4)