В первой декаде марта ОАО «Экспресс-пригород» отменило скоростные электропоезда до Томска и Барнаула. Причина, как заявили в компании, — снижение почти на треть пассажиропотока и многомиллионные убытки. Аналогичная ситуация складывается и на автовокзале. Различные эксперты считают, что подобные процессы являются прямым отголоском экономического кризиса и могут обозначать начало разрыва социально-экономических связей между городами Сибирского региона.
10 марта в ОАО «Экспресс-пригород» отменили скорые электрички из Новосибирска до Томска и Барнаула. Объяснение прозвучало из уст генерального директора компании Сергея Лобанова: «Убыток компании по этим двум поездам в 2009 году составил 15–16 млн рублей, пассажиропоток снизился на 20–30 %... РЖД приняла решение два скоростных поезда отменить». До этого, в середине 2009 года, была отменена электричка Кемерово – Новосибирск.
Мэр города Владимир Городецкий прокомментировал отмену электричек в минувшую пятницу: «Изменились экономические условия, в которых он («Экспресс-пригород». — И.К.) работает, в связи с рядом обстоятельств. В том числе — большая аренда за использование дорожных путей и т.д. По положению РЖД все издержки должен нести субъект Федерации, а это становится не в полной мере посильно.
Ослабление коммуникаций Новосибирска с городами-соседями подметили и организаторы автобусных перевозок. Заместитель начальника автовокзала Сергей Ермаков уточнил корреспонденту НГС.НОВОСТИ: «У нас тоже падение пассажиропотока. Порядка 40 % по всем направлением. Цены вообще здесь никак не влияют — они у нас не менялись в это время. Мы пока не сокращаем ничего, стараемся держаться... Мне кажется, здесь ситуация простая — очень много филиалов предприятий было в других городах, которые позакрывались. Деловых поездок стало меньше».
Снижение уровня деловой активности в 2009 году подметил и совладелец компании Traveler’s Coffee Анвар Пириев: «Это факт, что люди стали меньше ездить. Конечно, здесь определенную роли играет и интернет, который выступает в роли коммуникационной системы… В бизнесе тоже это ощущается. Как ни крути, кризис задел все сферы».
Эксперты, комментировавшие корреспонденту НГС.НОВОСТИ отмену скоростных электричек, склонны соглашаться с тем, что это следствие разрушения социально-экономических связей между ближайшими сибирскими городами.
Перед обозначенным прошлогодним падением пассажиропотока Новосибирскстат привел данные исследования потоков миграции, по которым в 2008 году по этим двум направлениям (Алтай и Кузбасс) в Новосибирск прибыло 52 % всех мигрантов. Кстати, уехало из Новосибирска по этим же направлением за 2008 год тоже немало — 54 % из всех убывших.
Историк-демограф Владимир Исупов заметил: «Растут цены, у людей нет возможности ездить, общаться. Наверное, можно говорить, что социально-экономические связи подрываются… Разрушение связей — уж слишком громко в данном случае сказано. Мне кажется, у нас недостаточно оснований для того, чтобы делать такой глобальный вывод».
О нехватке информации для более четких выводов рассказал корреспонденту НГС.НОВОСТИ и заведующий лабораторией геоинформационных технологий и дистанционного зондирования Института геологии и минералогии СО РАН Николай Добрецов. Он считает, что у нас не хватает единой компьютеризированной системы мониторинга и сбора статданных, которая разработана и уже давно существует в Красноярске.
«Разрывы (социально-экономические. — И.К.), конечно, есть! Кризис по нам жахнул очень сильно, прежде всего потому, что мы очень зависим от цены на нефть. А к нему добавилась еще совершенно фиговая система управления государством. Любой чиновник сверху не знает, что у него творится снизу.
Президент у нас молодой, развитый, с интернетом и т.д. Я с удовольствием за ним наблюдаю. Но я же вижу, что он просто не знает, что творится», — заметил Николай Добрецов.
Илья Калинин, Елена Воробьева
Фото asfera.info