С начала августа на трассах Новосибирской области работают специальные бригады скорой помощи, выезжающие на крупные ДТП с большим количеством пострадавших. Трассовые бригады базируются в районных больницах, но не отвлекаются на местные вызовы: вместе со специально обученными сотрудниками ГИБДД они должны спасать жизни пострадавших в крупных авариях. Общее снижение аварийности в 2008 году, которое инспекторы связывают с вводом новой линейки штрафов, позволяет надеяться, что работы у медицинского «спецназа» будет меньше, но совсем без дела он не останется — столкновения на большой скорости продолжают развешивать венки на трассах региона.
Справка: За 8 месяцев 2008 года Новосибирской области произошло 1876 ДТП, в которых погибло 276 и пострадало 2154 человека (за аналогичный период 2007 года 1998 ДТП, 304 погибших, 2436 пострадавших). Среди районов области лидируют Новосибирский сельский — 169 ДТП (в 2007 году — 175), Искитимский — 104 (113), Тогучинский — 50 (54). Несмотря на то что большая часть происшествий случается в городе Новосибирске — 1073 против 803 ДТП в области, в районах гибнет больше людей: с января по конец августа 2008 года 193 человека против 83 погибших в г. Новосибирске. Данные ГИБДД НСО.
До начала августа 2008 года к пострадавшим в авариях на трассах выезжали сотрудники ГИБДД и районные бригады скорой помощи. Теперь к ним присоединяется и специальная трассовая бригада: в авариях на загородных трассах принимают участие две и более машин при общем числе пострадавших 5–8 человек. Согласно статистике департамента здравоохранения Новосибирской области, до 20 % погибших в результате дорожных аварий могли бы выжить, если бы им вовремя оказали первую доврачебную помощь.
Специальные бригады скорой помощи дежурят на трассах в Кочковском и Искитимском районах. В пресс-релизе департамента указано, что «задача трассовой бригады — максимально быстро оказаться на месте происшествия, оказать помощь и эвакуировать участников аварии в лечебное учреждение. Пациентов с наиболее тяжелыми травмами везут сразу в областную больницу».
Как пояснил главный врач Искитимской ЦРБ Алексей Кайгородов, машина, на которой работают медики, оснащена всем оборудованием, необходимым для оказания помощи на месте аварии и в процессе транспортировки человека в больницу: аппарат искусственной вентиляции легких, дефибриллятор, приспособления для фиксации переломов, набор медикаментов.
Машина искитимской трассовой бригады дежурит посредине своего участка, в районе поселка Евсино.
Прежде время доезда «скорой» к месту аварии в среднем составляло 22 минуты, сейчас — от 7 до 10 минут. Областной департамент здравоохранения объясняет выбор места развертывания просто: на участке алтайского направления от Бердска до Черепаново за 2007 год произошло 83 ДТП, в которых погибли 18 человек.
Заведующая отделением скорой медицинской помощи города Искитима Наталья Григорьевская рассказала НГС.НОВОСТИ, что в августе ее трассовая бригада выезжала на ДТП 17 раз. Последний выезд был 1 сентября: «Столкнулось четыре машины, в которых находились семь человек. Пострадали трое, из них один ребенок 13 лет. Состояние у всех средней степени тяжести». Наталья Юрьевна считает, что с началом работы бригады помощь пострадавшим в ДТП стала оказываться быстрее и профессиональнее: «Машина «вылетает» буквально в считанные секунды, а сотрудники в этой бригаде специально обучены кафедрой областной больницы».
Чаще всего «скорой» на трассе приходится иметь дело с черепно-мозговыми травмами, переломами конечностей, ушибами грудной клетки. При этом пациенты находятся в шоковом состоянии.
В беседе с корреспондентом НГС.НОВОСТИ начальник отделения ДПС и розыска Управления ГАИ по НСО майор милиции Михаил Федоров заметил, что важнейшая задача сотрудников ГИБДД, если они опередили врачей, — высвободить пострадавших, правильно оценить степень тяжести их травм и оказать помощь. Для этого, по словам майора Федорова, инспекторы уже имеют специальные навыки и все необходимое. Дополнительно экипажи будут оснащены гидравлическими ножницами и домкратами для работы с поврежденными автомобилями.
Продолжить развертывание спецбригад и оснащение машин ГИБДД, считает Михаил Федоров, необходимо накануне зимнего туристического сезона, когда возрастет интенсивность движения как по алтайской, так и по тогучинской трассе. Изначально предполагалось подготовить все трассовые бригады «скорой» и экипажи ГИБДД, чтобы разом начать их работу в 2009 году, но в течение года было принято решение не ждать и по частям вводить «аварийный спецназ» в бой за жизни людей.
Константин Пономарев