Абонентская база «Электронного города» за год выросла на 60 % и превысила 100 тыс. человек. В своем интервью директор «Новотелекома» Олег Игнатенко рассказал НГС.НОВОСТИ о том, купит ли «Билайн» жителей «Электронного города», когда в его сети появится 500-тысячный абонент, почему провайдеры не могут дотянуться до Плющихинского жилмассива и когда абоненты НТК будут смотреть HD-TV.
Справка: Компания «Новотелеком» ведет деятельность с 2003 года. В настоящее время под брендом «Электронный город» предоставляются услуги доступ в интернет (FTTB), городская проводная телефония, IP-телевидение, контент-проект «Электронный город» (www.cn.ru). Зона покрытия оператора 75 % (365 тыс.) квартир Новосибирска, Бердска, Краснообска и Кольцово уже подключены к «Электронному городу». Протяженность оптических линий — 1100 км. Выручка 2010 года составила 690 млн рублей.
Как вы подключили 100 тыс. абонентов? Почему эти люди пошли к вам, а не к конкурентам?
Жители Новосибирска подключаются к «Электронному городу», это известная и понятная сеть, большое внимание мы уделяем качеству услуг и обслуживания. Очень важно, что наши абоненты рекомендуют нас своим друзьям и знакомым. Второй важной составляющей стремительного роста были темпы строительства и модернизации сети. В 2010 году мы в три раза увеличили эти темпы по отношению к предыдущим годам. Мы никогда не подключали столько абонентов, сколько в 2010 году.
Вы раскрываете сумму инвестиций?
«Электронный город» изначально строился, как бы это сказать, — «профессионально», наверное: мы всегда привлекали внешнее финансирование для своего развития, строили с запасом качества. Ежегодный объем инвестиций в проект находится в диапазоне 100–200 млн рублей.
Какие ресурсы для роста у вас есть? Расскажите, куда вы будете расти в 2011 году?
Мы продолжим модернизировать существующую сеть и будем вести новое строительство. В частности, к «Электронному городу» будут подключены дома на Ключ-Камышенском плато, в Пашино, городах Обь и Искитим. К концу года мы планируем увеличение количества абонентов до 140–150 тыс. Вторым направлением развития будет появление новых сервисов, в первую очередь это будет происходить на стыке телевизора и интернета.
Оцените степень проникновения интернета в Новосибирске.
На сегодняшний день — 66 %, по нашим оценкам, в Новосибирске около 500 тыс. квартир. 2010 год рынок начинал с отметки 240 тыс. абонентов, за год к сетям операторов подключилось еще около 90 тыс. новых абонентов. Это без учета межоператорских перетоков.
Вы пообещали в январе ввести новые тарифы. Какие они будут? Вновь конструктор?
Они будут называться «Конструктор 2.0», мы их представим на следующей неделе. В первой версии «Конструктора» мы старались предоставить максимальную свободу выбора для абонентов, за 9 месяцев мы собрали статистику потребительских предпочтений, внимательно следили за пожеланиями абонентов. Мы постарались, чтобы новые тарифы были легче в восприятии, в линейке появятся новые цены и скорости. Принудительных переводов абонентов не будет, каждый сам может выбрать, что ему подходит.
Скорость будет выше?
Тарифы будут лучше как в плане скорости, так и в плане цены.
Расскажите, что происходит на Плющихинском жилмассиве? Наши читатели жалуются, что к ним не приходит ни один провайдер.
Мы уже 1,5 года не можем войти на жилмассив, это связано с позицией управляющей компании. Надеемся, что собственники жилья на жилмассиве, которых становится все больше, изменят позицию застройщика, что приведет к появлению нормальной конкурентной среды, когда жители будут иметь возможность выбирать, услугами какого провайдера им пользоваться. Это только вопрос времени.
Всегда ли правильно говорить о том, что чем больше абонентов, тем ниже скорости?
Люди обычно говорят про проблемы с внешним трафиком. Гораздо дороже и сложнее обеспечить внутрисетевую стабильность. Внешние каналы — это вопрос денег: идет торг с магистральным провайдером и внешний канал расширяется. Я сейчас покажу наш внешний канал, чтобы не было вопросов ни у абонентов, ни у вас…
Олег Игнатенко разворачивает монитор своего компьютера и демонстрирует график (см. фото № 2)
Вот наш канал. 12 гигабит. У любого оператора, который работает с частными лицами, с 18 часов начинается рост загрузки внешней полосы. Видите, трафик не достигает 12 гигабит ни в какой момент времени в течение суток. Даже в самое напряженное время — в 22 часа — канал не упирается в «полку». С новыми тарифами нагрузка на сеть возрастет — мы знаем на сколько. К 1 февраля необходимая емкость будет докуплена. Это самое простое, с августа наш внешний канал каждый месяц увеличивается на 1 гигабит. Деньги мы зарабатываем, абоненты к нам приходят. Все хорошо.
Какой сегодня средний чек у абонента «Электронного города» в месяц?
550 рублей.
В первом полугодии был 600 рублей. Что произошло?
Рынок переходит в стадию зрелости. На изменение тарифов в первую очередь оказывает влияние рост проникновения услуги, для выхода на новые группы потребителей нужны новые ценовые предложения. Второй фактор, влияющий на цены, — это возрастающая конкуренция между операторами. Все движется по «классике жанра»: растут обороты у операторов, улучшается рентабельность бизнеса, появляется возможность снижать цены при сохранении и улучшении доходности.
Сегодня модно запускать телевизионное HD-вещание. Почему вы этого еще не сделали?
Слово «модно» в вопросе я бы выделил как ключевое. Сегодня ограничен выбор оборудования и ТВ-каналов для просмотра телевидения высокой четкости на телевизоре. Но время «нового» телевидения пришло, для нас это направление имеет большое значение.
Направление (распространение HD-контента. — К.М.) будет активно развиваться в 2011 году, мы планируем существенные инвестиции в абонентское оборудование, которое позволит вывести качественную услугу на массовый рынок — сегодня это скорее тестовое вещание.
Есть ли планы о продаже контрольного пакета в «Новотелекоме» «Билайну»?
Теперь это уже так называют?
Все разными словами говорят об одном и том же: «Билайн» якобы покупает «Новотелеком».
Я прекрасно понимаю, что, достигнув базы в 150 тыс. абонентов в Новосибирске, мы исчерпаем потенциал органического роста. Выше потолка уже не прыгнешь.
Сейчас мы разрабатываем план по расширению абонентской базы до 500 тыс. человек в течение двух лет. Для этого нужна региональная экспансия.
Мы встречаемся с операторами из других городов, которые готовы объединять усилия для достижения общих целей. Чтобы реализовать этот план, нужно порядка 7 млрд рублей. Во время таких вот встреч мы пришли к общему мнению, что для привлечения средств, реализации плана региональной экспансии и роста абонентской базы до полумиллиона за два года необходим инвестиционный стратег.
Этим стратегом будет «Билайн»?
Переговоры по этому поводу ведутся с различными инвесторами, заинтересованными в существенной рыночной доле в СФО. В том числе с «Вымпелкомом».
«Новотелекома» уже не будет?
Это будет новый «Новотелеком».
У кого будет 500 тыс. абонентов? У «Новотелекома» или у некой новой компании, которая объединит провайдеров в разных городах под началом некоего «стратега»?
Да, это будет некий большой оператор на территории СФО, у которого будут большая абонентская база, управляющая компания и филиалы в разных городах Сибири.
Команда «Новотелекома» останется, или «стратег» всех поменяет на «своих» людей?
Конечно, останется. Эта команда и будет реализовывать новый проект, изменятся масштабы и возможности. Сегодня уже мало быть оператором в рамках одного города. Нужно выходить за эти пределы. Раньше мы не делали этого, потому что точки роста были внутри, да и команду нужно было закалить и организовать. Сегодня мы готовы к росту.
Кирилл Маковеев
Фото и график предоставлены пресс-службой ООО «Новотелеком»