В четверг, 25 ноября, около полудня по местному времени на территории Крапивинского месторождения, расположенного в Тарском районе Омской области, при заходе на посадку потерпел крушение вертолет Ми-8, управляемый новосибирскими пилотами и принадлежащий ОАО «Новосибирский авиаремонтный завод». В результате аварии, причины которой устанавливаются, погибли все пассажиры — восемь нефтяников-вахтовиков. За жизни трех членов экипажа медики продолжают бороться.
Справка: Новосибирский авиаремонтный завод (ОАО «НАРЗ») — предприятие, специализирующееся на ремонте вертолетов в г. Новосибирске, структурное подразделение «Русской Вертолетной Компании». Завод был создан на базе авиамастерских, эвакуированных во время Великой Отечественной войны из Москвы, первый двигатель был отремонтирован 1 декабря 1941 года. С 1965-го предприятие специализируется на ремонте вертолетов. Завод находится в аэропорту Новосибирск-Северный и имеет собственный парк воздушных судов. (narp.ru)
В четверг, 25 ноября, около десяти часов утра вертолет Ми-8Т (RA-22376) с одиннадцатью мужчинами на борту вылетел из поселка Кыштовка (север Новосибирской области) и полетел на север Омской области, в сторону территории Крапивинского нефтяного месторождения, расположенного на севере Омской области (на границе с Томской областью), сообщили предысторию авиакатастрофы в Западно-Сибирском Следственном управлении на транспорте Следственного комитета при прокуратуре РФ.
По сообщению ГУ МЧС России по Томской области, это были 50-летний бригадир Николай Артемьев и его бригада — 30-летний Александр Дубин, 56-летний Анатолий Бояренок, 32-летний Евгений Свидинский, 49-летний Александр Мальцев и 21-летний Василий Ефременко. Также с ними летели 50-летний Сергей Дорофеев и еще один вахтовый рабочий, о котором стало известно только в начале этой недели. Первоначально сообщалось о том, что в вертолете было семь пассажиров, а не восемь.
Все рабочие — жители поселков Омской области. Бригада Дубина работала в омской дорожно-строительной передвижной механизированной колонне (ДСПМК) «Седельниковская» (подрядчик компании «Газпромнефть-Восток»), Дорофеев — в омской компании «Транссервис». Почти все по профессии водители, только двое — рабочие и один — машинист трелевочника. Личность восьмого погибшего устанавливается.
С собой на борт мужчины взяли провизию общим весом полторы тонны. До Крапивинского нефтяного месторождения долетели за два часа. Уже при посадке с вертолетом что-то произошло, и он рухнул на землю.
По неофициальной информации, «вертолет при посадке чиркнул землю рулевым винтом (который в хвосте), потом его швырнуло в сторону леса — и они опрокинулись на бок. Сначала загорелся один бак, затем второй — пилотов успели вытащить, а пассажиры сгорели». Тот же источник озвучил и еще одну версию: «Рулевой винт отказал просто, их начало крутить, улетели в сторону леса, завалились на бок».
Официальной версии случившегося пока не существует, узнал корреспондент НГС.НОВОСТИ. По уточнению пресс-службы Западно-Сибирского Следственного управления на транспорте Следственного комитета при прокуратуре РФ, следователи рассматривают три основных возможных причины катастрофы — «ошибка пилотирования, погодные условия, неисправность воздушного судна». На момент написания статьи командир экипажа Косолапов и второй пилот Лактюхин находились в тяжелом состоянии в хирургическом отделении, а бортмеханик Чернов в крайне тяжелом состоянии в реанимационном отделении больницы города Тары Омской области. Все пассажиры погибли в момент крушения.
Как выяснил автор на специализированном интернет-портале russianplanes.net, сгоревший вертолет Ми-8Т (RA-22376) был выпущен в 1977 году, по данным на 2008 год налетал 17 085 часов. По сравнению с другими вертолетами этой модификации налет не является критическим.
Трагедия на севере Омской области стала очередным происшествием с самым популярным вертолетом в России — Ми-8. Так, согласно данным из открытых источников, в период с 2003 по 2009 годы была минимум 41 авария, которые освещались в СМИ. В них погибло 220 человек. Самой крупной катастрофой продолжает оставаться трагедия 2003 года, когда летом в 150 км к югу от города Петропавловска-Камчатского упал на землю и разрушился вертолет Ми-8, летевший в направлении Северо-Курильска (Курилы). Погибли все находившиеся на борту 20 человек, в том числе губернатор острова Сахалин Игорь Фархутдинов и руководители ряда департаментов областной администрации.
Последним происшествием, которое активно освещалось в СМИ, было крушение в январе 2009 года в Республике Алтай вертолета Ми-8 компании «Газпромавиа», совершавшего рейс по маршруту Бийск – Чемал – Кош-Агач. На борту разбившегося вертолета находились 11 человек, семеро погибли. Среди погибших — полпред президента РФ в Госдуме Александр Косопкин. Позже стало известно, что пассажиры охотились с вертолета на горных баранов, занесенных в Красную книгу.
Андрей Ткачук
Фото aviaforum.ru (1, 2), yandex.ru (3)