В Новосибирске выяснили, кто учит детей лучше всех. Обладателем звания «Учитель года-2010» стала учитель русского языка и литературы Второй новосибирской гимназии Наталья Цыганкова. В интервью НГС.НОВОСТИ самый что ни на есть классический преподаватель говорила о том, что считает самым важным в жизни. А мнение о том, что сериал «Школа» — зеркало современного поколения, которое не интересуется ничем, кроме сомнительного самовыражения, опровергли подопечные учителя: вечером первого дня весенних каникул они ждали ее у кабинета — пришли позаниматься, готовясь к экзаменам: «Наталья Михайловна, ну ведь почти шесть уже».
Справка: Цыганкова Наталья Михайловна в 1978 г. окончила Новосибирский государственный педагогический институт. Педагогический стаж 30 лет. Победитель городского конкурса «Учитель года» (2010 г.), конкурса «Лучшие учителя России» (2006 г.), победитель конкурса педагогического мастерства (Санкт-Петербург, 2007 г.). Отличник народного просвещения РФ.
Вы всю жизнь ведете уроки русского языка, что изменилось в его преподавании с введением ЕГЭ?
Я считаю, что экзамен ЕГЭ по русскому — это очень хорошая вещь. Во-первых, это дисциплинирует ученика — он не надеется на подсказки и шпаргалки, знает, что ему никто не подскажет за соседней партой, понимает, что ответственность на нем. Но ЕГЭ также дисциплинирует родителей и самих учителей: они понимают, если в 5-м классе чего-то не выучили, в 11-м этим заниматься будет некогда. Что касается самих заданий — они совершенствуются, и сегодня это не тесты «да, нет, не знаю», это хорошие, заставляющие думать вопросы, которые позволяют понять, как ребенок мыслит, как владеет языком и письменной речью.
Часто можно услышать: современные дети свои мысли выражают плохо, потому что читают мало…
Если говорить о том, читают или не читают дети, сейчас у меня в классе есть дети моих выпускников, и я скажу — всегда были дети, которые читали, и были те, которые не читали. Это не зависит от того, насколько они заняты интернетом или телевизором.
Дети воспринимают многие вещи на уровне подражания, и сегодня выросло поколение, которое удивляется правильному произношению, переспрашивают: «А ведь так говорят по телевизору». Поток неправильной, вульгарной речи на телевидении, в книгах они воспринимают как норму.
А что нужно читать?
Моя дочь как-то пришла с урока литературы и сказала: «Нам задали прочитать роман Лимонова «Это я, Эдичка». Я говорю: «Раз вам задали, то ты открой и почитай, и сама реши, нужно ли тебе читать такие вещи». И ученикам всегда говорю — откройте и прочитайте, чтобы решить, стоит ли оно того. Знаете, есть замечательная мысль, Замятиным высказанная: будущее нашей литературы — это ее прошлое. Нужно читать Пушкина, Толстого, нужно читать Шолохова, Твардовского, Симонова, Астафьева, тех, кто писал на хорошем русском языке и кто сердцем болел за него. Мода на книги проходит, как и мода на вещи. Есть модные книги, а есть книги хорошие. Книги, которые учат любить жизнь, — это хорошая литература.
Сегодня часто говорят, что программу по литературе нужно модернизировать, ведь реалии столетней давности устарели и детям неинтересны…
Ничего подобного, Толстой, Бунин пишут о том, что человеку понятно всегда. А «Войну и мир» не все прочитывали целиком, но если читали и видели, что не все осваивают, — понимали, что когда повзрослеют, прочтут эту книгу снова. Мы говорим о модернизации, а сущность человека остается одной — он мечтает о счастье, хочет, чтобы его любили, понимали, ему дороги близкие и у него та же жажда познания.
А образ учителя сегодня изменился? Приходят ли в школу молодые преподаватели?
В моем детстве было много учителей мужчин, их не стало только в конце 90-х, они перестали приходить. Да и женщины тоже не приходят, средний возраст учителя — 40 лет. Когда перед молодыми встает выбор, как выжить, — они выживают, а в школе в те годы молодым выжить было физически невозможно.
Я считаю, что зарплата учителя должна быть достойной и соответствовать общему уровню зарплаты в стране, в которой мы живем.
Например, я хочу пойти и купить книгу или сходить на концерт. Вот недавно в город приезжали почти одновременно Хворостовский и Киркоров, и цены на Хворостовского от 3 тысяч. А на Киркорова — от 300 рублей. Я на Киркорова не пойду, хоть за 300, хоть за 150 рублей, а на Хворостовского я пойти смогу?!
Что нужно для того, чтобы стать учителем года?
На конкурс нужно было представить свой методический опыт, защитить свою методическую систему, затем провести урок, и мне это было интересно — ведь это то, чем я занимаюсь всю жизнь, и мне было приятно, что мою работу, мой опыт отметили. Я не делала ничего такого, чего не делала бы раньше, просто показала, как я работаю. Для этого нужно добросовестно относиться к своей работе.
На что вы потратите прибавку в 10 тысяч рублей?
Три года назад я участвовала в конкурсе «Лучшие учителя России» — президентский конкурс на 100 тысяч, и когда я победила и получила эти деньги, я поехала на курсы в Московскую академию повышения квалификации и переподготовки работников образования — я потратила эти деньги вот так. Купила книги — у меня хорошая библиотека, считаю, что библиотека никогда не выйдет из моды, и поэтому я книги покупаю. Для меня абсолютно четко расставлены приоритеты.
Вы в этом году выпускаете класс — куда хотят поступать ваши подопечные?
Мои выпускники выбрали журналистику, их привлекает и туристический бизнес.
Как вы относитесь к сериалу «Школа»? Правда, что современная школа изнутри выглядит так?
Такие сериалы и программы, по-моему, направлены на разрушение личности. Люди, которые делают эти «продукты», самоутверждаются за счет разрушения других, и это страшно. Конечно, все, что показывают, — это все есть.
Я вам другое скажу — психологи иногда проводят тест, где нужно нарисовать несуществующее животное. Испытуемые рисуют уши зайчика, колючки ежика, хвост белочки. Сознание человека устроено так, что мы не можем придумать того, чего мы не видели, не воспринимали, чего мы не знаем.
Так вот, наши дети, которые не видели насилия, жестокости и грубости, — не способны это придумать. Сейчас, пользуясь телевидением и интернетом, мы показываем им всю грязь, которая есть. Детей надо беречь.
Им не надо это показывать. Есть аргумент: они пойдут в жизнь и столкнутся неподготовленными с этим, я считаю — пусть лучше столкнутся и ужаснутся, а не будут готовы следовать этому.
Ирина Киснер
Фото Сергея Ляшко