NGS
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+9°

ясная погода, без осадков

ощущается как +5

4 м/c,

зап.

750мм 53%
Подробнее
4 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Город Есть только МиГ между прошлым и будущим

Есть только МиГ между прошлым и будущим

Новосибирские реставраторы вернули к жизни легендарный самолет

Новосибирский авиапром жив! Только прирастает он не сошедшими с конвейера завода им. Чкалова бомбардировщиками четвертого поколения, а усилиями «малого бизнеса». Уникальное новосибирское предприятие «Авиареставрация» подготовило и отправило в Москву восстановленный самолет времен Великой Отечественной войны МиГ-3. На таком самолете начинал войну трижды герой Советского Союза А.И. Покрышкин.

По характеру повреждений планера можно предположить, что в задней полусфере самолета разорвался зенитный снаряд. Летчик, видимо, был ранен и совершил вынужденную посадку на опушке леса. Еще во время войны с упавшего истребителя сняли все вооружение, приборы и двигатель, а сам планер бросили. Со временем лес разросся, и машина оказалась среди деревьев.

Коммерческие предприятия в нашей стране не имеют права заниматься поисковыми работами. Специально для этого энтузиастами была создана Общественная организация «Федерация авиареставраторов России». Все работы ведутся легально. Федерация подписывает договор с руководством тех регионов, на территории которых ведутся поиски. Преимущественно это Север: Псковская область, Карелия. Найденные останки регистрируются и ставятся на баланс субъекта федерации. Уже отсюда их выкупает коммерческое предприятие ЗАО «Авиареставрация» и доставляет в Новосибирск. Начинается долгая и мучительная работа по поиску чертежей, фотографий, материалов и запчастей. Издержки на реставрацию машины огромны, и этим действительно могут заниматься только настоящие фанаты.

Не часто новосибирские предприятия добиваются таких успехов в своем секторе рынка. За 12 лет работы на счету «Авиареставрации» шесть восстановленных истребителей И-16, три И-153 «Чайка», два И-15бис, один самолет ДИТ. В планах на ближайшие четыре года – штурмовик Ил-2, еще один МиГ и немецкий самолет связи «Шторьх». Сегодня работы новосибирцев находятся в частных коллекциях в Англии, США, Новой Зеландии. Одно из последних предложений прозвучало от Правительства Испании, которое в рамках национальной программы готово выкупить из частной коллекции один из «новосибирских» истребителей И-16 для экспозиции, посвященной Гражданской войне 1936-1939 гг. В мире новосибирские авиареставраторы известны гораздо больше, чем у себя дома. Даже для мэра города посещение мастерской в канун Дня Победы оказалось откровением. Приходится иногда отказываться от предложений зарубежных телеканалов сделать репортаж об этой работе. «Гостей нам и так хватает, а прием иностранной делегации, тем более журналистов, – это всегда остановка работы, чего нам делать никогда не хочется», - говорит генеральный директор ЗАО «Авиареставрация» Владимир Андреевич Бернс.

Проблемы, с которыми сталкиваются реставраторы, такие же, как и у всего малого бизнеса: отсутствие помещения, российские законы и российские чиновники. Например, когда провозили через таможню самолет И-16, пришлось получать справку в Министерстве Обороны, что этот истребитель не является оружием. Однако авиацию в нашей стране любят, и многие люди содействуют, когда узнают, что речь идет о реставрированных самолетах. Хотя чаще приходится благодарить, что не мешают. Есть еще и специфическая проблема – «ура-патриоты». Не раз приходилось реставраторам слышать упреки в продаже Родины по частям. Жаль, что у государства нет времени и средств на содействие поисковикам и реставраторам, чтобы результаты этой работы оставались в России. Но железо не может ждать, и еще через 60 лет искать и реставрировать будет попросту нечего. А в условиях российских законов «черные» копатели часто чувствуют себя более вольготно, нежели бизнесмены, ведущие дела легально.

Этот МиГ-3 должен был украсить своими полетами Московский международный авиасалон в августе 2005 года, в Москве на него поставят двигатель, но к авиасалону облетать машину уже не представляется возможным. С учетом двигателя, она получилась на 25 % составленной из оригинальных деталей. Но рано или поздно самолет Великой Отечественной с клеймом «сделано в Новосибирске» снова поднимется в воздух.

Константин Пономарев, специально для НГС

Служба новостей НГС
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления