Евгений Гришковец – популярный артист разговорного жанра в очередной раз привез в Новосибирск свои известные моноспектакли «ОдноврЕмЕнно» и «Дредноуты». На спектакли собралось, как, впрочем, и обычно, два полных зала театра «Красный факел». Это было ожидаемо. Определенной неожиданностью стало то, что распроданы были практически все билеты, несмотря на их довольно высокую цену. И еще одной неожиданностью стала реакция известного артиста на большие аппетиты организаторов концертов. Вот только публика пришла на модного артиста совершенно разная – и порой не совсем адекватная.
Моноспектакли популярного артиста разговорного жанра Евгения Гришковца в Новосибирске пользуются большим успехом, несмотря на то, что показывают их у нас довольно регулярно. Три хита — «Как я съел собаку», «ОдноврЕмЕнно» и «Дредноуты» — демонстрировали уже несколько раз, но залы всегда полные.
В очередной раз Гришковец прибыл со спектаклями «Дредноуты» и «ОдноврЕмЕнно». И также перед выступлениями билеты в кассе найти было сложно, хотя цена их доходила до 3200 рублей. Распродали почти два полных зала театра «Красный факел» — более 800 мест.
Кстати, новая книга «Год жжизни», которую лично раздавали местные организаторы концертов (по мнению самого артиста — виновники задранных цен), была построена на записях все в том же интернет-дневнике.
Евгений Гришковец прокомментировал корреспонденту НГС.РЕЛАКС: «Литературная критика доброжелательно ее приняла, хотя это, конечно, не литературное событие, а скорее всего житейское. Собирал книгу редактор. Она соответствует хронологии лайф-жорнал, но формат — там отсутствуют комментарии — определил я. Все же это должно быть книгой, которую могут читать те, кто не читает интернет».
Успех творчества Гришковца в какой-то степени прост и банален: Евгений с видом старого закадычного друга рассказывает зрителю или читателю то, что, так или иначе, испытал в этой жизни почти каждый. Отсюда велико и сопереживание во время грустных или смешных моментов, подмеченных и иронично описанных артистом.
«Я вот недавно закончил пьесу в соавторстве с молодым драматургом из Иркутска, так она — совершенно документальная. Я покупал дом, и этот процесс, собственно, описал. Так что в жизни может быть и не так много событий, сколько переживаний. События не так важны, как переживания. Универсальны именно переживания», — заметил Евгений Гришковец.
На спектакль «Дредноуты», который определяется самим автором как «спектакль для женщин» и в котором рассказывается о настоящих мужчинах (на примере моряков с больших судов Первой мировой — дредноутов), пришли, естественно, не только женщины. (Всем понятно, что «для женщин» — некая игровая условность.) А вероятно из-за того, что Гришковец это сейчас уже — некий тренд, пришли на спектакль еще и те, кто в иной — немодной — театральной среде обычно замечен не бывает.
Несмотря на шутливые замечания артиста со сцены (как до спектакля, так и во время) по поводу невыключенных мобильников, телефонные трели в зале звучали с регулярной настойчивостью.
«Древние греки, когда сделали театр, не были готовы к появлению телефона», — с грустной иронией сказал со сцены Гришковец, а по поводу новой трели из зала — телефонной версии «Щелкунчика» — заметил: «Вы, наверное, перепутали, вам нужно было в оперный театр, а не сюда». (Правда, Чайковский в мобильнике хоть как-то радует — не «Бригаду» же закачали!)
Еще одни молодые ценители современного театра с клубной внешностью (девушка с голым животом и приспущенными джинсами выглядела точно не по-театральному) сидели в последнем ряду на балконе с полупустыми коньячными бокалами и постоянно куда-то уходили-возвращались. Может, за добавкой? На ум приходило одно — билеты купили самые недорогие, а на сэкономленные деньги «окультуривались» в буфете. Если посчитать, где-то три-четыре дозы коньяка можно было приобрести на эту разницу. Вот только подвело количество — в очередной раз администратор зала компанию удалила и не пустила обратно. (Вполне вероятно, кто-то потом будет делиться впечатлениями, устало растягивая слова: «Быыл на Гришкаавце, но что-то не встаавил он меня…».)
Спектакли Евгения еще интересны тем, что постоянно меняются. «Дредноуты» прошлого года уже не те, что приехали к нам сейчас. Добавилось, например, немало замечаний по поводу недавно прошедшего на широком экране одного псевдоисторического блокбастера: «Такая туфта этот «Адмиралъ»… но Хабенский — молодец!», «Безрукову — отрезали ноги…» и т.д. Так происходит со многими вещами Гришковца. Они живут вместе с автором.
«Хочу сделать перерыв в литературе и в апреле займусь выпуском нового моноспектакля. Но некоторое время не буду показывать его на больших площадках. Спектакль надо будет долго… не то что обкатывать, а совершенствовать. Буду играть его бесплатно для людей, которых специально приглашу. Название — «Плюс один».
Это ничем не перекликается с одноименным фильмом. Название я придумал давно. Когда фильм вышел, я решил, что если название в нем — осмысленное, имеет какое-то отношение к содержанию, то я откажусь от своего названия. Но фильм, я считаю, можно было назвать как угодно — «Плюс два», «Минус четыре»… Это — совершенно новый спектакль. Но пока не скажу, о чем он», — поделился планами с корреспондентом НГС.РЕЛАКС Евгений Гришковец.
Илья Калинин
Фото Виктора Дмитриева (1–8) и Евгении Брыковой (9)