
Поделиться
В Новосибирске вскрылись хищения на сумму почти 1 млрд руб. — такие масштабы, по версии следствия, смогли осилить двое топ-менеджеров нефтебазы «Красный Яр», перепродавшие на сторону 14 тыс. тонн дизельного топлива. Незадолго до этого вокруг предприятия уже сложился негативный фон — крупнейшая в России нефтебаза начала процедуру банкротства, как и ее собственники, структуры компании «Сибтрубопроводстрой» — крупнейшего игрока на рынке нефтегазовой инфраструктуры. Корреспондент НГС.НОВОСТИ разбирался, случайны ли эти совпадения, как можно украсть миллиард и что будет дальше с многострадальной нефтебазой.
Раскрытием хищений занимались оперативники полиции совместно с оперативниками ФСБ: об их обнаружении сначала заявили контрразведчики, затем появились уточнения от МВД, чьи следователи непосредственно ведут дело.
В полиции рассказали, что «двое заместителей генерального директора нефтебазы в период с октября 2013 года по январь 2015-го осуществили фиктивные поставки дизельного топлива, используя фирмы-однодневки, при этом товарные накладные фальсифицировались, а денежные средства обналичивались». В следственной части ГУ МВД России по Новосибирской области возбудили уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере).
Следствие установило, что пострадавшей стороной стала в том числе и компания ООО «Лукойл-Резервнефтепродукт» — именно ее топливо в размере 14 тыс. тонн, отгруженное на нефтебазу для хранения, было похищено. Собственно, с заявления компании «Лукойл» и началось это расследование. «По заявлению и по материалам оперативных мероприятий, которые проводили МВД и ФСБ», — подтвердил представитель «Лукойла» Александр Бурихин, отказавшись комментировать непосредственный механизм хищения.
В понедельник, 18 мая, Новосибирский областной суд подтвердил решение Железнодорожного райсуда об аресте двух заместителей гендиректора «Красного Яра» — Максима Зеленского и Алексея Петровичева. Как рассказал адвокат Максима Зеленского Валентин Демиденко, фигурантам инкриминируют хищения на общую сумму 945 млн 379 тыс. 798 руб. 40 коп. Их обоих подозревают в организации схемы, при которой нефтебаза платила некоей фирме ООО «Камом» в счет фиктивных поставок несуществующих нефтепродуктов.
Адвокат и его подзащитный отвергают версию следствия о том, что топливо, принадлежащее «Лукойлу», было распродано налево и именно эти деньги перечислялись подставной фирме. «Товар этот был на хранении, он был обезличен, и, согласно договору, можно было им пользоваться, т.е. товар в обороте», — отмечает Демиденко. Второй защитник, представитель Алексея Петровичева Анатолий Половинко уверен, что инкриминируемый ущерб в процессе следствия может скорректироваться, как это часто бывает по экономическим делам. «Они объявили о краже на миллиард рублей, а оно может потом и распасться. Это та же самая история, как с Васильевой из "Оборонсервиса". Вменяли-то много, а в итоге вышло значительно меньше», — говорит Половинко.
На самой нефтебазе «Красный Яр» говорят, что хищения обнаружились при полной смене руководства в 2015 году. И наряду с «Лукойлом» нефтебаза тоже подавала заявление в правоохранительные органы. «Зашло новое руководство, сняли остатки и выяснили это. Ущерб-то кому причинен в итоге — нефтебазе. Перед "Лукойлом" мы и будем отвечать. Сейчас у нас счета арестованы, мы не можем никому ничего передавать», — говорит новый заместитель директора «Красного Яра» Александр Кравченко. По его данным, в июне предприятие надеется возобновить свою деятельность, сейчас же на нефтебазе все процессы остановлены, остатки топлива разобраны владельцами, перед коллективом возникла задолженность по зарплате.
В управлении ФСБ подчеркивают, что похищенное дизтопливо предназначалось для поставок в Арктику: «топливо предназначалось для снабжения Вооруженных сил Российской Федерации, в частности для поставок в подразделения Арктической группировки». В начале апреля (по данным «Интерфакса») Минобороны РФ заявляло о наращивании российской военной группировки в Арктике, пообещав к 2018 году создать там самодостаточную группировку с частями военно-транспортной авиации и радиоразведки.
Нефтебаза «Красный Яр» некогда была мощным советским предприятием по хранению и логистике нефтепродуктов. По данным официального сайта компании, нефтебаза построена в 1964 году как перевалочный комплекс для снабжения Западной Сибири и районов Крайнего Севера. Предприятие позволяет принимать, хранить и выдавать суммарно до 90 тыс. тонн светлых нефтепродуктов и до 8 тыс. тонн нефти в месяц. Особенностью «Красного Яра» является наличие собственного причала с системой погрузки топлива в речные суда. Как ранее писали НГС.НОВОСТИ, ОАО «Нефтебаза "Красный Яр"» в апреле подало иск в арбитраж о банкротстве. С начала года к компании подано 13 исков на сумму около 1 млрд руб.
Это крупнейшая нефтебаза в России, указано на ее сайте. Владеющее нефтебазой ЗАО «Управляющая компания "Сибтрубопроводстрой"» находится в состоянии банкротства, его долги оцениваются в 4,5 млрд руб.
ЗАО «Управляющая компания "Сибтрубопроводстрой"» и еще одно предприятие ОАО «Сибтрубопроводстрой» входят в структуры новосибирского бизнесмена Игоря Кузнецова (владелец ЗАО «ФИРМА ФАКТОР ЛТД.», которая входит в уставной капитал «Сибтрубопроводстроя»).
Некогда «Сибтрубопроводстрой» являлся крупнейшим участником рынка по строительству и обслуживанию объектов по транспортировке нефти и газа. Теперь же суммарный долг ЗАО и ОАО составляет 7,5 млрд руб. В отчете компании уже за 2013 год отмечалось ухудшение рыночной ситуации из-за сокращения инвестпрограмм от основных заказчиков — «Газпрома» и «Роснефти».
«Покупка нефтебазы изначально интересовала нас с точки зрения производственных мощностей, — говорил в 2009 году Кузнецов в интервью газете "Континент Сибирь". — Там существует производственная площадка, на которой можно было развернуть производство газораспределительных станций, удобная с точки зрения логистики и имеющая все необходимые коммуникации. "Сибтрубопроводстрой" стремится оказывать максимальный набор услуг, связанных со строительством инфраструктуры для транспортировки углеводородного сырья, и такое производство — перспективное направление, которое мы хотели развивать».
Теперь участники нефтяного рынка отмечают, что нефтебаза «Красный Яр» давно изжила себя, а ее покупка в 2009 году структурами Игоря Кузнецова была ошибкой.
Уголовное дело о хищениях и банкротство — это звенья одной цепи, связанной с неэффективным управлением, считает предприниматель Александр Бойко, ранее владевший сетью АЗС «Трансервис».
«Именно поэтому мы все в свое время ушли с нефтебазы "Красный Яр" и начали строить свои. Мне хватило одного раза с ним, когда мне просто не отдавали мой продукт, за который я заплатил деньги. Большая нефтебаза, большие затраты, они должны как-то конкурировать, а они конкурировать не могут, потому что у них затраты неоправданные», — говорит Бойко.
«На моей жизни — 22 года я работаю в этом бизнесе — это уже третья организация таким образом разорилась, и все — когда на хранение дают. Ну возьмет 10 тонн, продаст, денежки истратит, мол, да я потом восстановлю. Потом опять, потом кинулся — а там-то уже ничего и нету, восстанавливать нечего», — объясняет особенности работы нефтебаз гендиректор сети АЗС «Беркут» Михаил Сенчук.
Параллельно в холдинге Игоря Кузнецова разворачивается второй скандал: ОАО «Сибтрубопроводстрой» задолжало своим работникам 185 млн руб. по заработной плате, сообщил вчера главный государственный инспектор труда в Новосибирской области Владимир Тодер. 15 мая сотрудники «Сибтрубопроводстроя» собрались у проходной завода. Некоторые из них даже заявили, что объявляют бессрочную голодовку, но позже отказались от этой идеи, сообщило информагентство ТАСС.
Дмитрий Косенко
Фото РИА Новости, Рамиль Ситдиков