«Сюрпризы» с этим IPO начались в первый же день размещения акций
Начавшееся размещение акций второго «народного» российского банка уже ознаменовалось легким скандалом, который, впрочем, больше смахивает на маркетинговый ход с целью привлечения внимания инвесторов. Внешне все выглядит построенным по канонам PR-интриги: одни информагентства со ссылкой на осведомленные источники сообщают, что 95 процентов акций банка будут торговаться за рубежом, официальные источники в самом банке это опровергают. А истина, видимо, где-то посередине. Впрочем, основная интрига тут не в том, где изначально будут торговаться акции ВТБ, а кому они в конечном счете нужны.
Ответ на этот вопрос не столь очевиден. С одной стороны, СМИ (в том числе и неангажированные) перед 9 апреля - днем начала торгов - неоднократно отмечали, что спрос на акции ВТБ у населения будет куда выше, чем в случае с IPO Сбербанка ввиду их меньшей цены – ожидаемые 30 тысяч рублей все-таки не 90. С другой стороны, аналитики фондового рынка небезосновательно отмечали, что для частных инвесторов наибольшее значение имеет ожидаемая прибыльность бумаг, которая у ВТБ явно будет заметно ниже, чем у традиционных «голубых фишек», поэтому ажиотажа ожидать не стоит. Возможно, так же рассудило и руководство ВТБ, которое изначально намеревалось 70 процентов акций выставить на продажу на Нью-Йоркской фондовой бирже. Впрочем, асы биржевой игры могут усмотреть и ещё одну причину созданного скандала – как известно, скандалы вокруг любого эмитента способствуют колебаниям цен на его бумаги и, соответственно, росту доходов биржевых игроков. Не здесь ли собака зарыта?
Константин Еремеев