NGS
Погода

Сейчас+1°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+1°

пасмурно, без осадков

ощущается как 0

0 м/c,

штиль.

751мм 59%
Подробнее
1 Пробки
USD 91,78
EUR 98,03
Реклама
Криминал проблема «Долг теперь 700 тысяч»: мошенники просят показать им экран телефона в Zoom — сибирячка так потеряла все сбережения

«Долг теперь 700 тысяч»: мошенники просят показать им экран телефона в Zoom — сибирячка так потеряла все сбережения

Две сибирячки столкнулись с новым способом обмана — одной из них удалось сохранить деньги

Мошенники уходят от старых схем, когда те становятся слишком известными

Всё меньше новосибирцев ведутся на звонки от мошенников «из банка» да от «майоров полиции несуществующих отделов». Об этих схемах рассказывают на каждом углу и написаны сотни статей, и, судя по всему, поток желающих поверить в такие сказки и отдать денежки, набрав кредиты, уменьшился. Злоумышленники изобретают новые способы втереться в доверие и получить доступ к данным. В последнее время несколько горожан столкнулись с просьбами «дать доступ к демонстрации экрана». В одной из историй для 23-летней сибирячки всё закончилось печально — она потеряла 700 тысяч рублей. Как работает эта схема, почему банки отказываются блокировать переводы с кредиток и зачем мошенникам доступ к экрану смартфона, разбиралась корреспондент НГС.

«Попросили активировать кредит, чтобы сразу его деактивировать»

Екатерина (имя изменено по просьбе героини публикации) решила закрыть кредитную карту в банке «Тинькофф» и подала онлайн-обращение. В течение месяца добиться закрытия счета девушке не удалось, поэтому в банк она обратилась повторно.

— Мне ответили, что я должна ждать звонка от представителя. В этот же день мне позвонили. Оказалось позже, что это были мошенники, но тогда я ничего не заподозрила, — объяснила девушка. — Они мне сказали, что, чтобы закрыть карту, нужно подключиться к Zoom, чтобы мне помогли всё сделать.

Программу Екатерина запустила и включила демонстрацию экрана, как ее и попросили. По ее словам, в мобильном банке было указано, что ей одобрен кредит на 506 тысяч рублей, хотя девушка заявку на кредит не подавала.

— Далее они сказали, что нужно счета деактивировать, и попросили активировать кредит, чтобы сразу его деактивировать, — продолжает рассказ Екатерина. — При активации кредита не было запроса от банка на подтверждение личности и даже не запрашивали паспортные данные. Также не было звонка с подтверждением, что я беру такую большую сумму.

Затем мошенники заявили, что создали сейфовую ячейку в страховом банке. Так девушка под чутким руководством перевела полмиллиона рублей свежевзятого кредита и 90 тысяч с кредитной карты. На этом звонившие не успокоились и заявили, что «все банки связаны одним личным счетом и номером». Так Екатерина зашла в свой кабинет в Сбербанке и перевела еще 108 тысяч рублей с кредитной карты и 13 тысяч личных средств.

По словам девушки, с ней разговаривали, очень правдоподобно подражая сотрудникам банка: в деловом тоне и с использованием формулировок банка. В итоге в распоряжении звонивших оказалось чуть больше 700 тысяч рублей — выплачивать их Екатерине теперь нечем.

— Таких денег, чтобы выплатить кредиты, у меня нет! Я только окончила университет и даже года еще не работаю официально. В свои 23 года я не имею ничего — ни квартиры, ни машины. И теперь еще должна выплачивать огромные деньги со своей зарплаты в 32 тысячи рублей, — отметила девушка.

В переписке Екатерине сообщили, что ей позвонит сотрудник банка, — звонок действительно раздался почти сразу

«Технически не можем "заблокировать"»

В банки с просьбой заблокировать операции девушка обратилась почти сразу после звонка, как только поняла, что произошло.

В банке «Тинькофф» на запрос НГС ответили, что процесс расторжения кредитного договора занимает несколько недель, и подтвердили, что 26 июня Екатерине сообщили, что с ней свяжется представитель банка.

— Спам- и мошеннические звонки, к сожалению, распространенное явление для россиян. Насколько мы знаем от клиента, 26 июня с ней связались мошенники под видом сотрудников Центробанка. Они убедили ее, что деньги в опасности. Далее переключили на якобы сотрудников службы безопасности, которые проинструктировали ее, что для спасения средств необходимо взять кредит и перечислить деньги, — рассказали в «Тинькофф». — Напомним, что мы сообщили клиенту, что будем связываться с ней по вопросу закрытия кредитной карты, а не открытия новых кредитов или перевода средств на ее счета в других банках.

От прямого ответа на вопрос, почему почти сразу после их сообщения раздался звонок клиентке, представители банка ушли. При этом в «Тинькофф» заявили, что заявка на кредит в 506 тысяч рублей была подана в личном кабинете с подтверждением личности через Face ID. И добавили, что оформление кредита онлайн — это нормальная практика для российских банков. Сообщения от полиции о возбуждении уголовного дела «Тинькофф» пока не получал.

— К моменту обращения клиент перечислила средства на свой счет в другом банке и обратилась в поддержку банка только спустя полтора часа после проведения этой операции. Клиент самостоятельно вывела средства на свой собственный счет в другом банке — это не является мошеннической операцией. Мы не можем запретить клиенту перечислять средства на свои счета в сторонних банках, — отметили в банке. — Кредитные обязательства в данном случае необходимо исполнить, мы поможем клиенту индивидуально решить этот вопрос в комфортном для клиента режиме.

В Сбербанке на запрос НГС ответили, что не могут ничего сделать, — и даже подробно объяснили почему.

— В данной ситуации банк технически не может «заблокировать» уже совершенную и подтвержденную клиентом операцию, — уверяют в Сбербанке. — Мы активно сотрудничаем с правоохранительными органами для выявления преступных схем и поимки преступников. К сожалению, любой банк бессилен, пока сами клиенты готовы верить бандитам и безрассудно раскрывать конфиденциальную информацию или самостоятельно переводить средства на неизвестные счета.

После того как вопрос с банками Екатерине решить не удалось, она обратилась в полицию.

— Возбуждено уголовное дело по статье 159 УК РФ «Мошенничество». Проводится расследование, — подтвердили корреспонденту НГС в пресс-службе ГУ МВД по Новосибирской области.

Корреспондент НГС позвонила по двум номерам, с которых разговаривали «представители банка» с Екатериной. В первом случае трубку взял мужчина, который ответил, что не имеет никакого отношения к банкам и «Тинькофф», и на этом диалог завершился. Второй номер оказался недоступным.

«Меня телефон спас»

Разумная бдительность способна уберечь вас от серьезных денежных потерь

Екатерина — не первая жительница Новосибирска, которая столкнулась с подобными просьбами от мошенников. Еще одна сибирячка, Елена, получила подобные звонки, когда разместила резюме о поиске работы: она сейчас в декрете и хотела найти должность бухгалтера-экономиста.

— Мне позвонили и сказали, что нужен менеджер по работе с документами. На конкретные вопросы не стали отвечать, сказали, что со мной свяжется очень уважаемый человек, старший специалист, и всё мне расскажет, — вспоминает Елена. — Зарплату назвали от 7 тысяч в неделю, выплаты по пятницам. И спросили, на какую карту удобнее получать зарплату.

Елена ответила, что у нее есть карта Сбербанка. И затем позвонила «старший специалист», которая сразу попросила подключить Zoom, зайти в конференцию, а затем нажать кнопку «поделиться» и выбрать вариант «экран».

— Я нажала, и у меня высветилось всплывающее окно — там было написано, что собеседник сможет видеть мой телефон, в том числе все пароли, логины, все действия, — вспоминает женщина. Демонстрацию экрана она включать отказалась. — Она сказала, что ничего видеть не будет, а эта кнопка записывает видео, которое можно будет потом пересмотреть. Я ей ответила, что это не то, и зачитала сообщение. Когда она поняла, что всё бесполезно, то просто молча отключилась. Я решила рассказать свою историю, чтобы остальных предупредить — кто-то ведь не будет читать предупреждение. Тут меня телефон спас.

Корреспондент НГС позвонила по двум номерам, с которых звонили Елене, — они оказались недоступны.

«Вы идете по улице, и вас просят: "Дай кошелек подержать!"»

Мошенники меняют именно модель подачи информации

Начальник департамента связи и информатизации мэрии города Новосибирска Александр Горнштейн отметил, что такая схема действий мошенников постепенно заменяет старые.

— Это одна из методик мошенников. В первом варианте они просят сделать трансляцию экрана и параллельно зайти в приложения, в онлайн-банк. И тем самым они получают пароли — видят их, — объяснил Александр Горнштейн. — Второй — доводят человека полностью до конца, до перечисления средств. Моделей, конечно, больше, но всё сводится к тому, что мошенники получают доступ к персональным данным. Чего-то прорывного нового в этом нет.

Он добавил, что меняется именно модель подачи информации. Когда какой-то метод (например, звонок «от сотрудника банка» или «от полиции») становится системным, меняют модель диалога, потому что старые уже хуже работают.

— Мошенники не дремлют. Телефон, на котором установлены банковские приложения, — это, по сути, кошелек. Вы идете по улице, и вас просят: «Дай кошелек подержать!» Что вы ответите? В этом случае так же нужно действовать. Никогда никого нельзя подключать к своим устройствам и финансовым операциям. Если нужно решить какой-то вопрос, то лучше сходить в отделение банка, — предупреждает эксперт.

А вы сталкивались с мошенничеством? Расскажите о своем опыте!
Звоните круглосуточно8-923-157-00-00
Мы в соцсетях

Ранее в Черепановском суде Новосибирской области начали рассматривать еще одно дело бывшего замначальника районного отдела полиции — 44-летнего Романа Веснина. Его обвиняют в мошенничестве с использованием служебного положения.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления