Компания-пионер на новосибирском туристическом рынке ушла с него с громким скандалом и обвинениями в обмане от десятков клиентов. Директор компании «Ольга-Райзен» Ольга Кобец заявила, что остановила деятельность турфирмы, перестала бронировать туры и ищет деньги для того, чтобы расплатиться с теми, кто купил путевки, но никуда не улетел. Коллеги г-жи Кобец по туристическому цеху с сожалением констатируют: закрытие «Ольги-Райзен» стало неожиданностью, но новых громких банкротств не избежать. Почему закрытие «Ольги-Райзен» — знаковое событие для рынка, почему Ольга Кобец начала оплачивать путевки одних туристов деньгами других — выяснил корреспондент НГС.БИЗНЕС.
На прошлой неделе новосибирский туристический рынок потрясла новость о прекращении работы одной из старейших турфирм — «Ольга-Райзен». Как сообщила директор компании Ольга Кобец, фирма не закрыта, но деятельность компании остановлена, и она сама ищет деньги для того, чтобы вернуть их клиентам, оставшимся без путевок.
рассказывала она в 1999 году в интервью газете «Новая Сибирь». — Мы стали плотно работать по приему интуристов в Новосибирске со швейцарской фирмой «Валентина-Райзен». Во всех своих письмах к нам они писали «Ольга-Райзен». Название выдумывать уже было не надо. Теперь заходят туристы и спрашивают: «Где здесь Ольга Райзен?». Так что у меня теперь новая фамилия».
Осенью 1993 года в фирму «Ольга» г-жа Кобец пригласила Наталью Пчельникову и Анну Тятину, с которой вместе они работали вплоть до зимы 2013 года. «Это были чисто деловые отношения, мы были партнерами по бизнесу, подругами мы не были», — вспоминает г-жа Пчельникова. По словам члена правления Новосибирской ассоциации туристских организаций (НАТО) Игоря Соловьева, Ольга Кобец — одна из первопроходцев на новосибирском туристическом рынке. «Это человек легендарный, это ведь она затащила на новосибирский рынок туроператора «Натали-Турс», — говорит Игорь Соловьев.
В 2011–2012-м у «Ольги-Райзен» наступил золотой век. По словам г-жи Кобец, в начале 2013 года еще ничего не предвещало беды.
В этом Пчельникова согласна с Кобец, однако дальше взгляды бизнес-партнеров расходятся. По словам директора «Ольги-Райзен», в 2013 году обороты фирмы стали падать, туристы стали тратить на отдых меньше. Наталья Пчельникова же утверждает, что проблемы у «Ольги-Райзен» начались летом, когда бухгалтер заметила нестыковки в объемах расходов и доходов. «Бухгалтер говорила ей, мол, Ольга Васильевна, давайте сядем, посчитаем, здесь что-то не так, а Ольга отнекивалась, — вспоминает г-жа Пчельникова. — Когда мы свели баланс, то поняли, что человек в рамках фирмы работал на себя».
Объем обнаруженных долгов перед туристами Наталья Пчельникова не раскрывает, ссылаясь на то, что они все равно уже выплачены, а точная сумма известна только Ольге Кобец. «Видимо, была такая сумма, что она боялась сказать, — предполагает Пчельникова. —
Мы скинулись, оплатили [все долги], в сентябре 2013 года зарегистрировали свою фирму «Райзен Плюс», с ноября 2013 года уволились и перешли туда работать, получили статус фирменного агентства «Натали-Турс», а в декабре 2013 года Ольга [Кобец] сняла офис в нашем же здании на 3-м этаже».
В этот самый офис 5 июля 2014 года пришла жительница Новосибирска Татьяна Стрельцова (имя изменено. — К.М.). Она взяла в кредит 107 тыс. руб., чтобы оплатить 2-недельную путевку в Таиланд на двоих с дочерью. «Мы уже отдыхали с Ольгой Кобец до этого, единственное, что вызвало удивление, — она пригласила нас в другой офис. Кобец при мне забронировала тур, взяла 100 % предоплаты и выписала приходный ордер с двумя подписями и печатью, — вспоминает Татьяна. — Договор обещала заключить, когда подтвердится бронирование отеля. Я согласилась». Уже дома Татьяна почитала свежие отзывы о компании, в которую обратилась, и ее обдало холодным потом.
«Дело было в субботу. Я до сих пор жалею, что не прочитала отзывы раньше, — говорит Татьяна. — В понедельник я позвонила Кобец, чтобы узнать, забронировала ли она отель. Та ответила, что нет». В тот же день Татьяна договорилась, что приедет и заберет свои деньги во вторник. Г-жа Кобец согласилась на встречу, но деньги так и не вернула, заявив, что касса пуста, и пообещав вернуть все в среду. «Деньги она не вернула ни в среду, ни в четверг, ни в пятницу, каждый день мы встречались, — говорит Татьяна. — В этот понедельник я сказала ей, что 16 июля пойду в полицию с заявлением. Она сказала: «Хотите — подавайте, денег у меня нет». Я нашла других пострадавших, их человек 20, с претензиями к Кобец на 1,5–1,6 млн руб.». Запрос о числе пострадавших от действий г-жи Кобец в полиции оставили без ответа. Сама Ольга Кобец согласна с оценками количества пострадавших и объемом нанесенного туристам ущерба и говорит, что сейчас ищет инвесторов для выполнения всех обязательств и реанимации бизнеса с 20-летней историей.
Директор турфирмы «АКРИС» Владимир Коуров видит сразу три причины, способствующие закрытию турагентств: несовершенное законодательство, неудачные попытки залатать дыры в законах вместо того, чтобы принять новые, и кризисное состояние экономики. «Я думаю, что в качестве менеджера по туризму Ольга Васильевна подкована куда сильнее, чем в качестве управленца, — рассуждает г-н Коуров.
— И нужно понимать, что если даже такие фирмы банкротятся, представляете, какая **** в туриндустрии».
«Проблемы «Ольги-Райзен» — яркая иллюстрация состояния дел в туристической отрасли, — соглашается директор Tez Tour Галина Машухова. — Многие компании сегодня платят с большими задержками». За год, по данным НАТО, с рынка ушли с десяток турагентов, среди них наиболее резонансными были закрытия «Амиго-Тур», «АБВ-Тур», «Бекар» и «С-Тур». По оценке Галины Машуховой, число туристов, заплативших за тур, но не получивших путевок, за год составило 250–300 человек. «От повторения ситуации «Ольги-Райзен» не застрахован ни один турагент, — считает директор по туризму Pegas Turistik Марина Безрядина. — Сейчас эта проблема находится в острой фазе, и мы, туроператоры, прикладываем максимум усилий для того, чтобы сократить количество недобросовестных посредников».
По словам Владимира Коурова, соблазн залезть в оборотные средства турфирмы у их владельцев весьма велик, и без закрепления в законах наказания за потакание этому соблазну ситуацию не переломить. По оценкам туроператоров, число агентств в их «черных списках» идет на десятки, но публикация названий фирм с запятнанной репутацией может убить больш часть туристического рынка.
Кирилл Маковеев
Фото thinkstockphotos.com (1), Владимира Зубкова (uvsr.stu.ru) (2)