В начале марта ГК «Обувь России» открыла второй магазин «Вестфалика» на проспекте Маркса — практически через дорогу с уже работавшей там торговой точкой этой сети. Концентрация обувных магазинов в этом районе зашкаливает — сегодня здесь работает свыше 50 магазинов и представлены все крупные сети. Однако ритейлеры продолжают открывать на Маркса все новые торговые точки. Корреспондент НГС.БИЗНЕС попробовала выяснить, почему торговцы пытаются обуть клиентов именно здесь.
Справка: По подсчетам НГС.БИЗНЕС, сегодня на проспекте Маркса и прилегающим к площади Маркса улицам работает свыше 50 отдельно расположенных обувных магазинов, без учета торговых центров «Фестиваль», «Гранит», «Александровский» и «Подсолнух», в которых также есть большое количество обувных отделов. Здесь находятся магазины всех заметных обувных сетей: «Монро», «Вестфалика», «Россита», «Аскания», «Под каблуком», Respect, «Найт» и другие.
В начале марта ГК «Обувь России» открыла второй магазин «Вестфалика» на проспекте Маркса. По словам директора этой группы компаний Антона Титова, они целенаправленно искали место именно здесь, но в течение года никаких предложений по аренде не было. «Исторически сложилось так, что обувные магазины стали открывать на этой улице. В результате покупатели начали специально приезжать сюда выбирать обувь. Периодические опросы подтверждают, что люди воспринимают проспект Маркса как обувную улицу», — объясняет притягательность проспекта для торговцев обувью Антон Титов.
Всего на проспекте имени человека, сформировавшего в экономике теорию прибавочной стоимости, около 30 обувных магазинов. Здесь представлены все крупные сети города, а некоторые открывают и по паре магазинов. «4 Сезона» держит две торговые точки в соседних домах — на Карла Маркса, 8 и 14. «Аскания», Respect и «Россита» расположили свои пары магазинов чуть дальше друг от друга. По оценке бренд-менеджера «Аскании» Екатерины Козловой, магазин на Маркса имеет более высокие показатели продаж в сравнении с другими магазинами, аналогично представленными в формате стрит-ритейл, а в некоторые периоды, выручка даже сопоставима с отделами, работающими в крупных торговых центрах.
Чтобы получать эффект от расположения магазинов на «обувной улице», важно отличаться. По словам представителей обувного бизнеса, помимо стимулирующих акций с раздачей рекламных листовок прохожим, залог посещаемости обеспечивают привлекательные витрины: чистые окна, красивая обувь, хорошее освещение. «Важно поддержать интерес внутри магазина, ведь клиенту интересна сама обувь, а не творческие способности маркетологов», — рассуждает Екатерина Козлова.
Эксперты отмечают, что обувные магазины на проспекте Маркса неуклонно вытесняют торговые точки других ритейлеров. Часть здешних магазинов даже переквалифицировалась на торговлю обувью, фактически не меняя названия — так, «Магия Моды» превратилась в «Магию обуви». Даже в тех случаях, когда одна обувная компания закрывала магазин на Маркса, на ее место приходил кто-то из коллег. Единственный пример, когда обувной ритейлер уступил место продавцу других товаров — магазин «Обувь XXI века» (эксклюзивно представляет такие марки, как Grinders, Shellys, Doctor Martens, Swear). Свой магазин на Карла Маркса, 2 они закрыли в январе прошлого года — как тогда прокомментировал исполнительный директор сети Александр Шапорев, на такой шаг компания пошла, чтобы снизить арендные ставки. В итоге сейчас «Обувь XXI века» работает на площади Калинина.
Несмотря на высочайшую концентрацию обувных точек, обувщики, как правило, не прочь обзавестись на Маркса еще одним магазинчиком. В частности, владелица магазина Ecco в галерее «Фестиваль» Марина Какошкина рассказала, что хотела бы открыть здесь дисконт-центр. В качестве альтернативы проспекту Маркса предприниматель рассматривает только площадь Калинина.
Любопытно, но «магия места» работает только на первом отрезке проспекта Маркса. Попытка обувщиков освоить нижнюю часть этой улицы, от метро «Студенческая» к Горской, показала, что там «синергетический эффект» уже не действует. В свое время в доме № 22 открыли свои магазины целых пять сетей, однако большая часть из них уже закрыта. В числе ретировавшихся и «Обувь России». «В начале проспекта расположено много обувных магазинов, и они оттягивают на себя весь покупательский поток, — объясняет Антон Титов.
Высокая обувная концентрация в том или ином районе направляет потребителей — они знают, что можно приехать в одно место и что-то выбрать. Это проще, чем ездить и искать по всему городу. «Во многих городах торговые центры готовы выделить целый этаж под обувной ритейл. Есть даже специализированные обувные центры, но в Новосибирске такие попытки не удались», — говорит Андрей Калмыков, начальник отдела маркетинга и рекламы «Монро».
В группе компаний «Обувь Россия» добавляют, что точно такой же улицы, на которой было бы сосредоточено много обувных магазинов с такой большой плотностью, в других сибирских городах нет. Хотя в каждом городе есть своя «обувная улица»: в Новокузнецке — улица Металлургов, в Кемерово и Томске — улица Ленина.
Елена Сафронова
Фото Сергея Ляшко (1, 2), Стаса Соколова (3)