NGS
Погода

Сейчас+13°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+13°

облачно, дождь

ощущается как +13

0 м/c,

штиль.

748мм 96%
Подробнее
0 Пробки
USD 90,65
EUR 98,58
Реклама
Бизнес Страховщик по случайности

Страховщик по случайности

Стечение неблагоприятных обстоятельств привело в бизнес директора страхового холдинга «СТИФ»

В Сибири и вообще в России не так много топ-менеджеров, не менявших отрасль, компанию и должность хотя бы в течение нескольких лет. Директор страхового холдинга «СТИФ» Лариса Сахончик руководит компанией с 1997 года, в страховании – с 1992 года и при этом считает, что попала в бизнес случайно и в основном благодаря неприятностям. Впрочем, это не мешает ей управлять одной из немногих самостоятельных новосибирских страховых компаний.

По основному образованию вы радиоинженер, 17 лет проработали конструктором в институте. Как вы попали в страховой бизнес?

Совершенно случайно. В 1992 году, окончив курсы бухгалтеров, я подрабатывала в кооперативе. Знавший об этом директор проектного института, когда зашел разговор о повышении зарплат, сказал: «А Сахончик пусть зарабатывает сама». Тогда эта фраза меня сильно обидела, а сейчас, пожалуй, я за нее директору благодарна. Я действительно собралась зарабатывать деньги, тем более что времена тогда были трудные, а на мне была ответственность за детей – сын как раз оканчивал школу, подрастала дочь.

Впрочем, начать зарабатывать помогла случайность. Моя подруга пошла на собеседование в только что открывшуюся страховую компанию «Новосибирск-Поддержка», я с ней. В результате на должность бухгалтера выбрали меня. Я уволилась из института, хотя тогда это был «прыжок в омут головой» – бухгалтером я была, откровенно говоря, неопытным.

Как из простого бухгалтера стать главным бухгалтером, понятно. А как вы из бухгалтера превратились в генерального директора компании?

В 1993 году мы открыли филиал московской страховой компании «Жизнь». Там я и начала работать главбухом. А в 1996 году мы – весь коллектив – разошлись во взглядах на бизнес с директором филиала. Предлагали ему либо работать действительно одной командой, либо поделить бизнес. Фактически у нас тогда было три компании: «Новосибирск-Поддержка», филиал «Жизни», «Западно-Сибирская страховая компания». Мы предлагали директору оставить одну из компаний нам, две – ему, но он этого не захотел. В результате ушла вся команда, человек восемь. Очень грустно мы с этим директором расстались. В тот момент я хотела уйти из страхования, мне предлагали перейти в одну IT-компанию. Удержали люди, коллектив. На мой вопрос – а кто будет директором? – сказали: «Ты».

Памятуя, что это 1997 год, «грустно расстались» – это без бандитов?

Без. Была одна полукриминальная история – директор, уехав в отпуск, не оставил права подписи. А мне как бухгалтеру нужно было сдавать баланс. Я созвонилась с руководством компании, меня пригласили в Москву, я привезла туда документы на подпись и узнала, что уже уволена. Оказывается, директор филиала незадолго до этого был в Москве, характеризовал меня как крайне недостойного человека. Я поговорила с директором страховой компании «Жизнь» Татьяной Ефимовной Беляевой, и появились новые приказы – об увольнении прежнего директора и о моем назначении руководителем.

Тогда нам пришлось начать все заново. Одним из условий «развода» была смена офиса, и в 1996 году мы переехали сюда, на Горскую. Здесь был полный развал, у нас на счете – 5000 рублей, но при всем этом был и огромный энтузиазм. Сейчас в такое даже трудно поверить. Мы сами строили перегородки, клеили обои, один из сотрудников сам спроектировал и собрал мебель.

В 1997 году в страховой компании «Жизнь» в Москве возникли проблемы, и мы начали подумывать о том, чтобы найти местную компанию. Мне стало известно, что Муниципальный банк приобрел страховую фирму «СТИФ» и ищет того, кто смог бы начать ее работу. Мы предложили руководству банка развивать уже разработанную систему потребительского страхования, по сути, прототип нынешней системы потребкредитов. Эта система позволила нам продержаться на старте и начать развиваться. К концу 1996 года весь бизнес перешел в «СТИФ», и вовремя – у «Жизни» отозвали лицензию.

Тогда страховые компании работали с так называемыми «зарплатными схемами», по сути, способами ухода от налогов с помощью «дыр» в законодательстве. Вас это коснулось?

Честно признаюсь, да. Это все делали. Причем это было абсолютно законно! Тогда все законодательство было одной большой «дырой». Законы о налогообложении были сложными и постоянно менялись. У нас в архиве лежит книга «39 способов ухода от налогов», легально изданная и купленная в книжном магазине. Еще продавался шеститомник законов и инструкций к ним. И даже, представляете, инструкция, как этот закон обойти. Это могло бы быть курьезом, если бы не было правдой.

А столкновений с контролирующими органами не было?

Были, но уже на другой почве. Точнее, вообще без почвы. В 2000 году была трудная ситуация, связанная с программой лекарственного обеспечения. Мы делали эту программу совместно с клиниками, помогали людям дешевле приобретать лекарства. Или вообще их приобретать, потому что лекарств тогда не было. Во многих больницах стояли шкафчики с надписью «Лекарства «СТИФ». И как сейчас помню, 4 марта пришла повестка – 6 марта явиться в ОБЭП. А я даже не знала, где это и зачем меня вызывают. Приезжаю – мне говорят, что у нас нарушения. Откуда информация – молчат. Анонимка. Самое неприятное, что начались «наезды» на наших партнеров – медучреждения, их и нас обвиняли в «отмывании» государственных средств. Хотя все деньги, которыми мы оперировали, были деньгами страхователей, частных лиц. Потом мы, конечно, узнали, кто был инициатором всей этой истории.

В дополнение к образованию радиоинженера вы получили второе высшее – бухгалтера. Но вы уже более 10 лет работаете генеральным директором. Не чувствуете необходимости получить образование управленца, может быть, MBA?

Если честно, управленцем я себя никогда не считала. Была активным человеком – руководителем комсомольской организации класса в школе, группы в институте. Я стараюсь не руководить персоналом, а возглавлять компанию единомышленников. До сих пор в холдинге «СТИФ» работают люди, вместе с которыми мы начинали в «Новосибирск-Поддержке». Но хотя принципы все те же, информации об управлении мне уже не хватает – все-таки масштабы компании совсем другие. Раньше я могла поговорить с каждым сотрудником лично, сейчас это невозможно физически. Специальная литература, различные тренинги и семинары – немного помогают.

«СТИФ» – единственный в Новосибирске страховой холдинг, не принадлежащий федеральным структурам. Насколько тяжело конкурировать с крупными компаниями – с их медиаподдержкой по федеральным ТВ-каналам и вообще большими рекламными бюджетами?

Нам не тягаться по ресурсам и возможностям с федеральными компаниями, у которых, к примеру, в каждом номере «Комсомолки» и на каждом втором рекламном щите реклама с Бондарчуком или с Гошей Куценко. Но мы и на нашем региональном уровне довольно ярко заявляем о себе. Однако при всем при этом я хочу сказать, что услуга страхования – это помощь в случае несчастья или проблем. Естественно, особенно если речь идет о больших суммах, человек идет страховать имущество к тому, кому доверяет лично. Здесь все построено на личных связях, а не на рекламе. Можно называть это российской спецификой, но в этом бизнесе доверяют прежде всего людям, а уже во вторую очередь компаниям и их рекламным бюджетам.

Антон Калтыгин

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления