24 февраля на заседании архитектурно-градостроительного совета было предложено разгрузить от пробок главную магистраль Калининского района г. Новосибирска — улицу Богдана Хмельницкого — при помощи улицы-дублера. В качестве дублера была предложена пролегающая через гаражи и частный сектор улица Кавалерийская. Глобальная перестройка транспортных потоков в Калининском районе предполагает расширение улиц Кавалерийской и Народной, избавление улицы Богдана Хмельницкого от железнодорожного переезда и от личного транспорта горожан. Альтернативные варианты разгрузки «Богдашки» предполагают продление ул. Объединения и реконструкцию улиц Трикотажной и Космической.
Справка: Улица Богдана Хмельницкого — магистраль в Калининском районе г. Новосибирска длиной 6,6 км, начинающаяся от пересечения с ул. Дуси Ковальчук и заканчивающаяся в промышленной зоне у самой границы города. Улица соединяет с остальным городом такие отдаленные районы, как жилмассивы «Родники», «Снегири», «Северный» (так называемый Кулацкий поселок) и пос. Пашино. Помимо этого, магистраль является восточным выездом из города (на трассу М53). История улицы началась в 1947 г. Первоначально жилой район вокруг ул. Богдана Хмельницкого назывался «Красная горка» и состоял из двух- и трехэтажных домов. Главным застройщиком улицы являлся Новосибирский завод химконцентратов.
Как именно расширенная до четырех полос и обеспеченная съездами с Красного проспекта и Ипподромской магистрали улица Кавалерийская будет дублировать ул. Богдана Хмельницкого, рассказал автор проекта, специалист компании «Сибирское проектное бюро» Александр Баранов: «Мы планируем переход улицы Красина через железную дорогу — там будет небольшая эстакада. Подходя к этой эстакаде, ул. Кавалерийская будет делать два спуска и проходить под эстакадой. Благодаря эстакаде с улицы Красина можно будет попасть на развязку, расположенную на ул. Трикотажной. Таким образом, человек, двигаясь по ул. Кавалерийской, пересекает эстакаду с ул. Красина, затем на развязке на ул. Трикотажной поворачивает налево, двигается по улице Трикотажной, а затем по ул. Олеко Дундича выходит на еще одну эстакаду над железнодорожным полотном и выезжает на ул. Писемского. По улице Писемского он съезжает на ул. Богдана Хмельницкого и двигается куда угодно, вплоть до выезда из города».
Помимо строительства улицы-дублера к 2030 году участники градостроительного совета предложили перенести личный транспорт с ул. Богдана Хмельницкого на ул. Народную и продлить саму «Богдашку» через промзону до пос. Клюквенный.
По словам инспектора группы пропаганды городской ГИБДД Ирины Кетовой, с ключевой ролью Б.Хмельницкого связаны заторы, которые наблюдаются там с регулярной периодичностью. Как уточнила г-жа Кетова, данная улица на многих участках много лет подряд является очагом аварийности, причем в большей степени это касается ДТП с пешеходами.
Чаще всего пешеходов сбивают на пересечениях с 1-м и 2-м Краснодонскими переулками и в районе ЛДС «Сибирь», а столкновения транспорта сконцентрированы на перекрестках с улицами Писемского, Объединения и 25 Октября.
«Заторная ситуация вызывает рост нарушений ПДД, в частности выезд на трамвайную полосу встречного движения. Типичная ситуация: автомобилист едет по трамвайным путям встречного направления, стараясь как можно быстрее их покинуть, а справа идет пешеход по нерегулируемому переходу. Справа от автомобилиста автобус, который ограничивает видимость. Дополнительный риск для пешеходов создает то, что на трамвайных путях нет специально оборудованных посадочных платформ», — описала ситуацию Ирина Кетова.
Улица Богдана Хмельницкого с самого начала 2011 года оказалась «на прицеле» у ГИБДД. Как рассказал на пресс-конференции по итогам 2010 года глава областного ГИБДД Сергей Штельмах, на 2011 год стоит задача улучшения ситуации на Вокзальной магистрали, улицах Богдана Хмельницкого и Немировича-Данченко. По данным главного дорожного инспектора области, на этих магистралях в первую очередь будет внедряться видеофиксация нарушений и, возможно, будет пересмотрен скоростной режим.
По словам начальника отдела архитектуры и строительства администрации Калининского района Владимира Юферева, в будущем для оптимизации транспортных потоков планируется реконструировать улицу Трикотажная и создать Космическую магистраль (условное название улицы, которая будет пролегать рядом с кинотеатром «Космос»). Как рассказал доцент кафедры электротехнических комплексов НГТУ (бывшая кафедра электротранспорта) Михаил Никулин, согласно Генплану города фактическим дублером ул. Б.Хмельницкого станет магистраль на основе существующей сейчас ул. Объединения. В новой магистрали будут задействованы также улицы Ляпидевского и Жуковского.
Новосибирские эксперты составили свой список магистралей, которые также нуждаются в улицах-дублерах. Как рассказал глава ГИБДД НСО Сергей Штельмах, ведомство планирует продвигать идею реконструкции ул. Шамшурина в районе железнодорожного вокзала, «являющейся потенциальным дублером ул. Ленина». По мнению главного специалиста по магистрально-уличной сети и транспорту проектного института «Новосибгражданпроект» Владимира Кирша, в дублерах нуждаются улицы Большевистская, Красный проспект (дублер — ул. Семьи Шамшиных) и Кирова.
Марк Волков
Фото tf1.mosfont.ru (1), maps.ngs.ru (2)