Если проблему безопасности пешеходов на оживленных магистралях ГИБДД Новосибирска решает, главным образом, шоколадками и призывами к вежливости, то во дворах аналогичная проблема не решается вовсе. Между тем, рассказывают в управляющих компаниях города, нередки случаи, когда во дворах машины едут со скоростью 40–50 км/ч, заезжают на детские площадки и ступеньки подъездов. 13 ноября на пресс-конференции Денис Жданов, заместитель начальника ГИБДД Новосибирской области, сообщил, что контроля за превышением скорости во дворах автоинспекция не ведет, а ограничением скорости движения должны заниматься прежде всего ТОСы и управляющие компании.
По мнению Алены Подзюбан, начальника отдела пропаганды областной ГИБДД, ответственность за нарушения в данном случае лежит на водителях, причем одними жесткими мерами проблему решить нельзя, просто люди должны стать вежливее, внимательнее и ответственнее. Вопрос о контроле и штрафах вновь повис в воздухе.
«Специальных бригад, которые бы ездили по дворам, у нас нет, — рассказал господин Жданов. — Проблему же эту мы решаем совместно с собственниками жилья и главным управлением благоустройства города: устанавливаются лежачие полицейские, в некоторых случаях — ограничительные барьеры. Инициативу жильцов в этом плане мы приветствуем». Денис Жданов также отметил, что тяжелых травм, связанных с подобными нарушениями, немного — в основном это ушибы, количество которых посчитать проблематично, так как не все потерпевшие обращаются в милицию.
У управляющих компаний такой подход вызывает недоумение. «ГИБДД расшифровывается как инспекция безопасности дорожного движения, и это вроде бы должно означать, что контроль должны осуществлять именно они, — комментирует Андрей Харламов, заместитель директора УК «СПАС-Дом». — Они же не чураются того, чтобы взимать штрафы на дорогах внутри кварталов, так что тут получается некое противоречие. Мы, в свою очередь, можем бороться с превышением скорости только в рамках закона, который, по сути, нам никаких полномочий не дает».
«Мы можем только варить самограды, которые периодически ломают, но это затратно. Лежачие полицейские — тоже дорогая игрушка, их обычно устанавливают при комплексном благоустройстве дворов в рамках программы мэрии, мы же просто так их никогда не ставили, — комментирует Андрей Харламов. — Иногда приходится ставить шлагбаумы, чтобы чужие машины не проникали на территорию, но тогда мы в входим в конфликт с пожарными. Приходят сотрудники Госпожарнадзора и требуют их убрать, чтобы пожарные машины имели возможность всегда проехать».
В качестве примера несостыкованности действий ГИБДД, УК и милиции во дворах господин Харламов привел следующий случай: у подъезда перед мусоркой стоит машина, приходит контейнеровоз забрать мусор, а владелец машины или отсутствует, или посылает водителя мусоровоза на три буквы. Если сотрудник УК увезет машину на штрафстоянку, это будет расценено как похищение. При этом и ГИБДД, и участковые такие ситуации зачастую игнорируют. Единственный выход, считают в управляющей компании, — четко прописать схему взаимодействия всех трех структур хотя бы на городском, а в идеале — на федеральном уровне.
Еще одним вариантом решения проблемы могла бы стать установка управляющими компаниями видеокамер слежения, которые помимо функций, связанных с коммунальным хозяйством, выполняли бы роль фиксатора нарушений. Подобные видеокамеры имеются сейчас в управляющих компаниях Екатеринбурга и Москвы.
«Было бы здорово, конечно, иметь такие камеры, но если это и будет, то в далеком будущем, сейчас это очень дорого, а мы работаем на средства жителей, — вздыхает Наталья Матвеева, главный экономист УК «Октябрьская». — Вот если жители скажут, что нужно купить камеры, и согласятся, чтобы мы собрали с них деньги, то ради бога. Но сейчас мы согласовываем тариф для каждого дома: многих коснулся кризис, и жильцы в основном хотят оплачивать только необходимый минимум услуг».
Владимир Иткин
Фото Константина Пономарева