«Полно, голубь, не греши, убери свои гроши. Я ведь энто не для денег, я ведь энто для души». Именно эти строки Леонида Филатова вспомнились мне на публичных слушаниях по платному парковочному пространству в Новосибирске после выступления начальника департамента транспорта Сергея Райхмана. С искренностью филатовской Бабы-Яги он обещал нашему брату-автомобилисту решить все проблемы с пробками в центре. Платно? Так то ж для вашего же блага. Тем более и не бизнес это вовсе, а социальная мера. Не место, мол, ведрам «офисного планктона» в центре города.
Любопытно знать, а знаком ли Райхман с аналитикой сервиса Яндекс.Пробки, которая уже несколько лет подряд убедительно доказывает, что нет у нас пробок в центре? А возникают они лишь тогда, когда дептранс в очередной раз не может справиться с последствиями снегопада. Автомобилисты стоят в заторах на подъездах к центру, на дорогах из спальных и отдаленных жилмассивов и на мостах. Так с чем же собрался бороться начальник дептранса?
Действительно, в центре весьма непросто найти парковку.
Действительно, введение платности парковки является инструментом организации дорожного движения, о чем свидетельствует мировая практика. Но последним инструментом, когда все остальные уже исчерпаны.
У нас, может быть, заработала АСУДД (Автоматизированная Система Управления Дорожным Движением), на которую было «освоено» порядка 150 млн руб. из бюджета, и мы перестали стоять в бессмысленных заторах из-за нелогичных циклов работы светофоров?
Или, может, у нас произошла обещанная реформа пассажирского транспорта, и у нас теперь есть альтернатива автомобилю? Проезд в общественном транспорте для жителей отдаленных микрорайонов обходится дороже, чем передвижение на автомобиле. И не только если на бензин пересчитать, даже с учетом налогов и потери товарного вида.
Пассажирский транспорт находится в деградировавшем состоянии. Нет полноценной системы безналичного расчета, нет сетевой поездки, т.н. «единого билета», которая позволяла бы экономить. Нет удобных для пассажиров маршрутов — только выгодные для коммерсанта. В конце концов, практически нет даже удобных автобусов городского типа, низкопольных и современных. Только «душегубки»-маршрутки и бессмертные ПАЗики, в которые автомобилистам предлагают набиваться как сельдям в бочку в качестве альтернативы автомобилю.
Даже не проведена предварительная работа по организации перехватывающих парковок. Не говоря уже о том, что программу «Развития парковочного и гаражного пространства» в мэрии «мылят» уже почти десять лет. Помню, как в 2008 году Андрей Ксензов, на тот момент начальник дептранса мэрии, говорил, что выделено 23 земельных участка для парковок и гаражей. Очень любопытна их судьба теперь, спустя 8 лет.
И если Сергей Райхман утверждает, что это не бизнес, а социальная мера, то у меня возникает ряд закономерных вопросов. Во-первых, почему бы не сделать как в Нижнем Новгороде, когда под знаком 3.28 «Стоянка запрещена» установлена табличка с ограничением по времени в 60 минут. Если автомобиль простоял под знаком более часа, водителя штрафуют на 1500 руб. Для обеспечения этой меры вполне достаточно 3–4 автомобилей, оборудованных системами «Паркон» или «Паркрайт», общая стоимость которых не превысит в самом дорогом варианте 5 млн руб. — вместо 500 млн, которые были озвучены на публичных слушаниях.
Во-вторых, откуда вообще взялась цифра в 500 млн руб. для инвестора? Из выступления депутата Александра Бурмистрова на публичных слушаниях стало известно, что в Казани на организацию 1250 муниципальных платных машиномест было потрачено 36 млн руб., которые полностью окупились за 1,5 года, а у нас планируют организовать 4600 коммерческих платных машиномест за 500 млн руб. (в 15 раз дороже!) и заключить соглашение с инвестором на 10 лет.
Что касается «офисного планктона» — в чем его вина? Сотрудники бесчисленных бизнес-центров виноваты в том, что мэрия подписывала разрешения на строительство под «мастерские художников», на которые минимальный норматив по парковкам? А потом эти «мастерские художников» заполнялись магазинами и офисами. Или, может быть, они виноваты, что нет у них альтернативы личному автотранспорту? Поверьте, они и сами не в восторге стоять в пробках по два часа по дороге на работу, потом еще час в машине пить растворимый кофе из термокружки, чтобы успеть припарковать свой автомобиль раньше соседей. И не виноваты они, что живут в ипотечных студиях в отдаленных районах. Народ у нас в основной массе бедный, а в условиях экономического кризиса и снижения реальных доходов стремительно становится нищим.
В таких условиях введение платных парковок видится мне разновидностью налога на бедность.
Фото Максима Блинова (РИА Новости)