Десять лет назад шведка Эйя Нильсон купила под Гётеборгом коттедж с крошечным участком. 500 квадратных метров — смешной размер для сада.
Казалось, что всё безнадежно — возле дома была болотистая лужайка и росло несколько вишнёвых деревьев, горные сосны и одна лиственница. Новая хозяйка первым делом нарисовала эскиз. Работы начались с нуля.
Эйя большая аккуратистка, поэтому главным для неё стала жёсткая структура. Участок находится на небольшом склоне, который хозяйка террасировала, выиграв у природы несколько лишних метров.
Но визуально сад теперь кажется значительно больше — он не просматривается насквозь, есть скрытые от глаз уголки, где стоят шезлонги, скамейки или просто разбиты красивые цветники, за каждым поворотом тропинки открываются новые виды.
Прямых дорожек у Эйи практически нет — в основном извилистые, это тоже визуально добавляет участку простора. К тому же они очень разнообразны: вымощенные тротуарной плиткой, засыпанные галькой, покрытые деревянным настилом.
Но любимый материал Эйи — камень. Самые красивые — на виду. Голой земли на участке просто не найдёшь. Это не только красиво, но и практично: камень делает композицию более чёткой, а сад выглядит аккуратным в любое время года.
В детстве она проводила каждое лето в Бохуслене — скалистом морском курорте на юге Швеции. Возможно, этим пристрастие и объясняется. У Эйи много альпийских горок, камнем ограничены цветники, выложены по бокам многие тропинки. Например, дорожка от калитки к главному входу окантована белыми булыжниками.
«Планируя сад, я хотела, чтобы в нём всегда что-то цвело, — рассказывает Эйя. — Поэтому выбирала растения так, чтобы одни цветы сменяли другие». Но как бы хорош ни был первоначальный план, о форме приходится постоянно заботиться, поэтому у Эйи всегда под руками секатор. Она вообще редко сидит без дела.
Особенно много забот в начале лета: прополка, стрижка, новые посадки. «Растения нельзя запускать, — раскрывает хозяйка свои секреты. — В прошлом году магнолия цвела невероятно обильно. Когда лепестки облетели, участок выглядел неряшливо. Терпеть не могу завядшие цветы, валяющиеся на земле неделями, — я убрала их с помощью пылесоса».
«Первой распускается магнолия, затем ей на смену приходит жимолость. Чуть позже наступает время лавровишни, барвинка и затем азалии, высаженной под магнолией. Мои любимые цвета: сиреневый, розовый, синий и белый. Жёлтый, напротив, я воспринимаю плохо. Но иногда и он нужен для композиции. Я смотрю на форму в целом. Отдельные растения должны вписываться в общую картину. Благодаря тому, что я много вышивала, у меня хорошее чувство цвета и формы».
Вторая половина лета спокойнее. «Когда почти все сорняки выполоты, я свободна, и мы вместе с мужем часто сидим на воздухе и просто наслаждаемся, болтаем, пьем кофе, я читаю вслух газеты», — рассказывает Эйя. Когда её муж Торгни несколько лет назад потерял зрение, сад стал для обоих источником новых сил. Удивительно, но Торгни теперь интересуется природой гораздо больше, чем раньше, и с жадностью слушает рассказы жены о распустившемся клематисе и косулях, которые ночью объели плющ. Эйя счастлива, что картины, которые она вырастила, помогают Торгни снова видеть.
Низкие растения и альпийские горки расположены у самого дома, чем дальше, тем кусты выше. Органично завершают перспективу шиповник за забором и стена соседского дома, окутанная плетями гортензии.

Поделиться