![](https://n1s1.hsmedia.ru/d3/ae/cd/d3aecd4b59030e3c5d14902ed8365c64/656x438_1:5593_b110f5586210d13d4c8458c32f9cceda@5000x3333_0xbMizOwQx_6735874107710044236.jpg.webp)
«Спортивную» заложили в схему новосибирского метро еще в советское время, но станцию так и не построили. Рабочие возвели лишь часть технического здания, а затем проект законсервировали. В 2000-х за него хотели взяться инвесторы, но снова не сложилось. В 2019 году стройку все-таки начали. Вместе с новым ЛДС «Спортивную» хотели подготовить к международному чемпионату мира по хоккею, который должен был пройти в Новосибирске в 2023 году. Чемпионат отменили, а сроки сдачи метро начали сдвигаться. НГС побывал на почти готовой станции и узнал, что там происходит.
Сейчас готовность станции составляет 97% — такие данные приводит главный подрядчик «Спецтрансстрой». Снаружи она действительно выглядит готовой, а вот внутри еще идет ремонт.
— Остались пусконаладочные работы, некие конечные элементы, где-то пожарную сигнализацию установить, камеры подключить, — объясняет генеральный директор «СпецТрансСтроя» Сергей Арапов.
Генеральным подрядчиком строительства «Спортивной» выступает компания «СпецТрансСтрой». Ее директор — Сергей Арапов. По данным сервиса «Контур.Фокус», учредители фирмы — Сергей Дмуха, муниципальное предприятие «Метро Мир» и ООО «Сибирский Поликомпозит». Выручка «СпецТрансСтроя» в 2021 году составила 1,3 миллиарда рублей, чистая прибыль — 5,8 миллиона. Компания активно участвует в аукционах. В прошлом году «СпецТрансСтрой» заключил госконтракты более чем на 5,6 миллиарда рублей. Например, компания делает ремонт Октябрьского моста.
Пусконаладочные работы — это, проще говоря, испытания оборудования. По прогнозам подрядчиков, они займут несколько месяцев, а сдача станции планируется в мае-июне этого года. Станцию должны были сдать в сентябре 2022 года, а Анатолий Локоть даже выражал желание посмотреть ее летом 2022 года. К концу сентября 2022-го стало понятно, что станция не готова, и срок перенесли на октябрь. Этого не случилось. 1 ноября руководитель муниципального предприятия «Метро Мир» Александр Мысик заявил, что «оптимистичным вариантом» будет сдать станцию в декабре.
В декабре уже губернатор области Андрей Травников сказал, что станцию не сдадут в 2022-м из-за проблем с документацией. Сейчас документация по станции — на согласовании в Главгосэкспертизе.
— Заказчик и проектировщик, МП «Метро Мир», отрабатывает внесение изменений, — пояснил Сергей Арапов.
Проект станции разработали в 2017 году, поэтому в процессе строительства что-то в нём поменялось. В основном это касалось технических моментов, отметил Сергей Арапов. Часть оборудования и материалов пришлось заменить из-за санкций, а программное обеспечение, например, поменяли с американского на русское из-за указа президента.
В марте 2022 года Владимир Путин подписал указ, согласно которому госорганам запрещается использовать иностранное программное обеспечение (ПО) на объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ).
![](https://n1s1.hsmedia.ru/2f/63/51/2f63515eae8dc92c31ea2b44170f4029/656x438_1:5593_8f2935132f1b6982bd7a469f765f03e2@5000x3333_0x9M4QRIES_1344887075434731777.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/8d/be/66/8dbe66fa87daa420ba6f339b406df779/656x438_1:5593_37cc2d0a0e16533d87934f60aac09deb@5000x3333_0xlBIbONxg_4290977309169556117.jpg.webp)
Что сейчас?
Сейчас станция отвечает всем современным требованиям, рассказывает Сергей Арапов. Она стала частью развязки на Октябрьском мосту — в будущем можно будет выйти на остановке «Спортивная» и спуститься сразу к метро. Много внимания уделили пассажирам с особенностями здоровья:
— Маломобильные категории людей могут приехать, перейти по пешеходному переходу, без чьей-то помощи подняться на лифтах к платформе и уехать. Это единственная станция в Новосибирске, где есть лифты и не нужна посторонняя помощь, чтобы кого-то сопроводить, — говорит Сергей Арапов.
Сейчас маломобильные пассажиры вынуждены каждый раз звонить сотрудникам метро — те встречают их и помогают попасть к вагону.
Лифты станции могут поднять не только людей, но и оборудование — они рассчитаны на вес до 1000 килограммов.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/0d/9c/5f/0d9c5f3645dabaddfedead1c08d80c49/656x438_1:5593_efca5ab8939b946738e1903966972a04@5000x3333_0x0rtYMVZj_6821470529500767529.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/bd/3e/32/bd3e32db54e7a9f62c483abca9e1c20d/656x438_1:5593_23637ef5e783638c8959338a54e5f7f6@5000x3333_0xneVoHrsZ_7161275338491997670.jpg.webp)
По конструкции «Спортивную» можно сравнить с «Речным вокзалом»: платформы расположены по бокам, а пути — посередине. На втором этаже станции расположились платформы поездов. Потолки пока еще не зашиты — там устанавливают пожарную сигнализацию. Сами пути метро не видно — их закрывают специальные раздвижные двери. Они будут открываться одновременно с дверями вагонов. Раньше такого в Новосибирске не было, подобные есть только в Санкт-Петербурге.
— Система автоматики настроена так, что датчики позволяют составу останавливаться там, где надо, — напротив двери. Когда дверь открывается или закрывается, звучит сигнал. Помимо этого, есть световая сигнализация. Есть и режим паники, когда дверь открывается в ручном режиме, — объясняет Сергей Арапов.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/cf/a6/d9/cfa6d9ac21d5657c05c8d019d3281df9/656x438_1:5593_72dcbf32400c42ce97539a344d7fa805@5000x3333_0x0haUzaTI_3117704565046629266.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/fd/be/35/fdbe35fd52752f132475a1bab8bbc1ed/656x438_1:5593_8c8eb02531772f48867648ffdf8c33cb@5000x3333_0xq6A6uuON_8799247594672954665.jpg.webp)
Длина поездов в новосибирском метро — 4–5 вагонов, поэтому всего установлено 40 таких дверей на двух платформах — по 20 на каждой.
Такие двери должны сделать метро безопаснее и теплее для пассажиров. Так как поезда будут останавливаться на метромосте, их решили отделить от зоны ожидания:
— За дверьми находится путь, по которому ходит состав. Температура зимой отрицательная, а здесь, в помещении, — от 15 до 18. Летом будет прохладно, [так как есть] кондиционер, — говорит Сергей Арапов.
Отделка станции уже закончена, на платформе планируют установить скамейки. Туалетов для пассажиров на новой станции не будет.
Средняя проходимость станции за час — около 14 тысяч пассажиров. Для них будет работать 4 группы эскалаторов и 46 турникетов. Расплатиться можно будет картой или жетоном. Ожидается, что основная нагрузка будет в дни матчей на новом ЛДС: на этот период планируют закрывать центральный вход, чтобы развести потоки людей.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a3/85/10/a385108a054699521bf442b3bda4df11/656x438_1:5593_dec7e290fe0c590e0cc3945c014217f0@5000x3333_0xL0XHL6xE_9661751819782690681.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/30/78/71/3078713b5ecdbaa7338e808ec797f502/656x438_1:5593_5b4dde52e715827653f8a056df246373@5000x3333_0xSrMCPd4s_1671481212974976293.jpg.webp)
Кроме того, в эти дни будут ставить дополнительные рамки металлодетекторов. Если у службы безопасности возникнут вопросы к пассажиру, они проводят его в досмотровую комнату. Там есть рентгеновские установки, похожие на сканеры в аэропорту. Они позволяют досматривать пассажиров прямо в верхней одежде, с ремнями и обувью.
— На существующих станциях есть только сканеры для сумок, а здесь человек полностью заходит, — объясняет Сергей Арапов, — А обычные рамки работают как металлодетекторы и для радиационного контроля.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f5/26/fb/f526fb2b8e9d9017f313b3695a6225ad/656x438_1:5593_bd7e73ccac7db5d9915ff1a533c6e86a@5000x3333_0xf0WiAXWb_4055731284817376146.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/98/6c/71/986c71fc9fa5670057edc897ecba1aaf/656x438_1:5593_0bf84f820bfb1e2d18e4dbe3fe01cd2a@5000x3333_0x3YQAeWyp_9077177995486766585.jpg.webp)
Всего на строительство выделили 3 миллиарда и 100 миллионов, но сейчас рассматривается вариант увеличения цены. По оценкам Сергея Арапова, общая стоимость станции составит около 3,5 миллиарда.
Новый ЛДС, который готовили к чемпионату мира, тоже не сдали. В правительстве заявляют, что арена готова, но пока не может открыться для хоккейных матчей, так как ждет решения комиссии КХЛ. В начале февраля объявлялось, что первый матч на новом льду должен был состояться 21 февраля между командами прокуратуры и полиции. В день игры стало известно, что мероприятие отменили: до тестового матча проводить там игры нельзя. Билеты на игры ХК «Сибирь» в плей-офф продаются на ЛДС «Сибирь».