NGS
Погода

Сейчас+24°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+24°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +22

5 м/c,

ю-з.

744мм 45%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Реклама
Город Рухнул и сгорел

Рухнул и сгорел

Внучка директора кадетского корпуса погибла в первой за почти 10 лет новосибирской авиакатастрофе — дешевизна самолетов привлекает пилотов-новичков

Военный следственный отдел выясняет обстоятельства авиакатастрофы, произошедшей в Бердске 7 августа. Во время учений курсантов Сибирского авиационного кадетского корпуса Як-52, в котором сидели 16-летняя девушка и инструктор, ушел в штопор и упал — оба погибли. По предварительной версии, неопытная курсантка не справилась с управлением во время взлета. Подробности происшествия, самые громкие случаи ошибок пилотов-любителей и их последствия, а также примерные подсчеты — во сколько обойдется покупка частного самолета и получение прав летчика, — в материале корреспондента НГС.НОВОСТИ.

Утром 7 августа около 9 часов утра в бердский отдел полиции позвонили из местного аэропорта на южной окраине города: на взлете рухнул и сгорел Як-52, на котором тренировались курсанты Сибирского авиационного кадетского корпуса. Погибли двое — инструктор Евгений Якимов и курсантка Виктория Горелкина. В тренировочном самолете она сидела спереди. «У них (тренировочных самолетов — А.А.) все органы управления дублирующие, все смещения — одновременные.

рассказал НГС.НОВОСТИ замруководителя военного следственного отдела СК РФ по Новосибирскому гарнизону ЦВО Николай Покотило. Возбуждено уголовное дело по ст. 351 УК РФ (нарушение правил полетов или подготовки к ним). В течение двух месяцев, отметил собеседник, следствие будет выяснять, кто из двух пилотов виноват в падении Як-52 и не виноваты ли в трагедии наземные службы. Курсантке Вике Горелкиной 17 лет должно было исполниться только в октябре. В училище пошла вместе с братом, по стопам старших: отец — военный летчик, дед — заслуженный военный летчик РФ и директор училища Владимир Горелкин. Отличница подготовки, в прошлом году, вспомнили в училище, она освоила полеты на планере типа «бланик».

«В этом году налет на Як-52 — 6 часов, не первый раз сидела в нем — выполнила 25 упражнений. Плюс парашютные прыжки… Девочка опытная. Для самостоятельного вылета ориентировочно ей необходимо было около 11 часов налета», — рассказали в училище. О Евгении Якимове его коллеги из авиационно-спортивного клуба ДОСААФ России говорить что-либо наотрез отказались.

Як-52 считается очень надежным самолетом — именно поэтому его по всей стране используют в качестве учебного. Николай Покотило заявил, что нынешняя трагедия — первый случай гибели людей при крушении самолета в Новосибирской области: до этого падали только вертолеты. Впрочем, авиакатастрофы в советской истории Новосибирска все же были: достаточно вспомнить историю с летчиком Владимиром Серковым. 26 сентября 1976 года он врезался на Ан-2 в жилой дом на ул. Степная, 43/1 — пытался убить жену и тещу, которые там жили. Их дома не оказалось — погибли сам пилот и четверо соседей его родственников. Вопреки заявлениям следствия, самолеты разбивались и в новейшей истории Новосибирска. Например, в 2005 году на Як-52 разбилась 23-летняя Полина Карасева. После комиссия установила, что серебряный призер России по авиасамолетному спорту потеряла сознание.

В истории и авиационного кадетского корпуса, и аэродрома «Бердск-Центральный» несчастные случаи уже были. Летом 2011 года Як-52 при посадке снес крылом голову курсанту, который шел по взлетно-посадочной полосе — самолет он не заметил. Годом ранее при таких же обстоятельствах погибла 21-летняя спортсменка из Казани Анастасия Максимова — она заговорилась по телефону и не услышала предупреждения товарищей о садящемся сзади планере. В целом же ошибки пилотов легкомоторных самолетов в Новосибирске раньше обходились без серьезных происшествий. Страдали от них, как правило, сами летчики. Например, хирург из Академгородка, который в июне прошлого года на собственноручно собранном гидросамолете приводнился на Обском море недалеко от Бердска. В итоге хирурга оштрафовали почти на 4 тыс. руб. и лишили права на полеты. Другой пилот в феврале этого года сел на лед водохранилища примерно в том же месте, сломав при этом шасси и пропеллер. Бывшего военного штурмана, который управлял самолетом, тоже оштрафовали и лишили прав.

В Западно-Сибирском территориальном управлении Росавиации рассказали, что на сегодняшний день у них зарегистрированы 74 экземпляра действующих единичных самолетов. Так называют, пояснил начальник профильного отдела Иван Белоусов, самолеты-самоделки, реставрированные, купленные за границей и поставленные на учет, а также ввезенные в Россию «конструкторы», собранные и оснащенные двигателем уже здесь. Отдельной строкой идут самолеты экспедиционных компаний, пассажирских перевозчиков и авиаклубов — их чуть больше. «В основном закупают за рубежом, мелкую технику у нас производят очень мало», — описал областной авиапарк Иван Белоусов.

Примкнуть к армии пилотов-любителей не слишком сложно — но нужно быть готовым к серьезным затратам.

Сама цена подержанного самолета сопоставима, например, со стоимостью новой «Тойоты Камри» или недорогого внедорожника.

На сайте PlaneSale.ru корреспондент НГС.НОВОСТИ нашел сразу несколько заманчивых предложений. Так, 2-местная Cessna 150 1973 года выпуска после полного ремонта и покраски обойдется в 1,5–1,8 млн руб. За 25-летний Як-52 просят около 500–700 тыс. руб., а хозяином легендарного «кукурузника» Ан-2 можно стать в среднем за 1 млн руб. Опытный пилот и руководитель одной из летных школ Новосибирска, пожелавший остаться неназванным, предупреждает: после покупки самолета проблемы только начинаются. «Представьте, что вы купили автомобиль. Теперь вам надо ехать в Москву, жить там месяц в гостинице и ждать, пока его поставят на учет — за 30 тыс. руб. Потом вы приезжаете обратно, вызываете комиссию, которая выдаст сертификат годности к эксплуатации сроком на 2 года — еще 150 тыс. Ну и зачем он такой нужен?», — описал процесс регистрации самолета собеседник. Получение прав идет отдельной строкой расходов — в Новосибирске затраты колеблются в пределах 150–250 тыс. руб.

Наконец, аренда теплого ангара для самолета или вертолета в Новосибирске обходится в среднем от 40 тыс. до 70 тыс. руб. в месяц, говорит руководитель клуба «РосИнсталАвиа» Андрей Болоков.

Содержание частного авиапарка в России авиаклубам невыгодно — поэтому они переносят его за рубеж. Например, одна из новосибирских авиашкол, знает собеседник, практическую часть обучения проводит в Таиланде. «У нас авиация никогда не сможет развиться: подготовки авиационной нет, воздушных судов нормальных нет, а то, что делается, делается вопреки, а не благодаря», — констатировал эксперт.

Александр Агафонов

Фото thinkstockphotos.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления