Красноярский центр стандартизации и метрологии провел 5 сентября рейтинговую оценку «Докторской» колбасы сибирских производителей. Результаты в отчетном сообщении центра называются «шокирующими»: лишь 2 образца из 11 признаны соответствующими государственному стандарту, все остальные имеют добавки, не предусмотренные рецептурой продукта. Зачем при производстве вносят запрещенные добавки, как отреагировали на результаты исследования сами производители и упал ли спрос на колбасы в Новосибирске — читайте в материале НГС.НОВОСТИ.
5 сентября 2013 года красноярский центр стандартизации, метрологии и испытаний сообщил об итогах экспертной оценки качества колбасы «Докторская» сибирских производителей. Эксперты ЦСМ считают, что называться «Докторской» колбасой имеют право только два образца из одиннадцати. Образцы для оценки закупили в крупных торговых центрах Красноярска, в которых соблюдаются условия хранения продуктов.
Полностью соответствуют всем требованиям колбасы двух красноярских марок: «Емельяновские колбасы» и «Уярский мясокомбинат». Еще две марки — «Канские колбасы» (г. Канск) и «Щедрая Сибирь» (г. Красноярск) — были вообще сняты с оценки, как сказано в сообщении, «из-за крайне низкого качества (прокисший, горько-соленый вкус)». Оставшиеся семь образцов, в числе которых хорошо знакомые новосибирцам «Кудряшовский мясокомбинат», «Омский бекон» и «Свинокомплекс «Томский», проверку прошли.
В сообщении исследователей отмечается, что даже колбасы-победители далеки от идеалов: есть проблемы с маркировкой — на одной из колбас указан отмененный ГОСТ 2003 года и «есть вопросы с консистенцией товара».
«В основном из нарушений в колбасах мы нашли крахмал, — рассказывает Ирина Бахвалова, начальник центра испытаний и экспертиз ФБУ «Государственного регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний в Красноярском крае», — Мы не говорим, что колбаса опасная, — это вопрос качества, вопрос соответствия нормативному документу. И вопрос введения в заблуждение потребителя». Госпожа Бахвалова рассказала, что проверка проводилась по уже действующему новому ГОСТу, введенному с 1 января 2013 года. Ирина пояснила, что по стандарту в состав «Докторской» колбасы должна входить говядина, свинина, яйца, молоко и другие материалы (например, соль, сахар и мускатный орех). Экспертиза была призвана обнаружить «лишние» компоненты, не предусмотренные рецептом.
«Дополнительные добавки того же крахмала в состав продукции делаются для удешевления производства: затрат меньше, а колбасы — больше, —
рассказывает госпожа Бахвалова. — Но они влияют, конечно же, и на вкус. Соевый белок, например, дает сладковатый привкус мясным продуктам. Резюмировать мнение об этой некачественной продукции можно цитатой: «Есть можно, но на вкус…».
Аниса Курманова, начальник отдела маркетинга компании «Продо Коммерц» — владельцев торговой марки «Омский бекон», отнеслась к результатам оценки скептически: «У нас в Омске есть собственная служба качества, которая контролирует все этапы производства. Мы даем 100 % гарантии, что наша продукция соответствует ГОСТу». Аниса выразила предположение, что оценка была «открытой», то есть члены комиссии видели торговые марки. «Победили местные производители, тут может быть некая предвзятость, — считает госпожа Курманова. — Возможно, если провести эту экспертизу еще раз «вслепую», результаты будут другими».
«В нашей колбасе нет крахмала, на нашем предприятии все соответствует ГОСТу, —
говорит Наталья Кулумбетова, главный технолог мясокомбината «Кудряшовский». — У нас собственная сырьевая база. Многие потребители звонят и говорят, что наша продукция очень похожа на ту, что производили еще в советские времена». Госпожа Кулумбетова назвала сообщение красноярских специалистов «некорректным»: «Какая-то обобщенная информация без подробных раскладов». Наталья отвергла предположение о «конкурентных войнах», однако признала, что такие сообщения могут негативно повлиять на мнение потребителей.
Представители ЗАО «Аграрная группа», в состав которой входит свинокомплекс «Томский», заявили, что уверены в качестве своей продукции, и от дальнейших комментариев отказались.
Менеджер по связям с общественностью сети гипермаркетов «Лента» Яна Могилева рассказала, что в 2013 году наблюдается падение продаж колбасных изделий.
«Возможно, это связано с тем, что покупатели стали больше потреблять охлажденную курицу и другие мясные продукты», — говорит Яна. Специалист «Ленты» отметила, что вареные колбасы («Докторская», «Молочная» и др.) самые популярные у новосибирцев, на втором месте — варено-копченые («Сервелат», «Салями»), а замыкают тройку — полукопченые (вроде «Краковской»).
Оксана Павлова, руководитель отдела маркетинга компании «Сибирский Гигант», рассказала, что самые популярные марки у покупателей — «Сибирская продовольственная компания», «Торговая площадь» и «Мясоделов». Госпожа Павлова подтвердила, что потребление колбасы по Новосибирску падает. «Вместо колбасы наши покупатели предпочитают деликатесы: карбонад, грудинки и тому подобные, — рассказывает Оксана. — Растет процент потребления импортных товаров: стали пользоваться популярностью ветчина сыровяленая, она же хамон, и пармская ветчина».
«Без точных исследований могу выступать только как обыватель, — рассуждает Наталья Попова, заведующая кафедрой экономики потребительской кооперации СибУПК, кандидат экономических наук. — Но потребление колбас в последнее время очевидно снизилось — люди не доверяют качеству этой продукции. Вместо колбасы предпочтительней купить хорошего мяса».
Никита Гиевский
Фото thinkstockphotos.com