NGS
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+8°

пасмурно, без осадков

ощущается как +6

2 м/c,

зап.

743мм 89%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Город Мусорное поветрие

Мусорное поветрие

Самую большую в мире свалку превратили в произведение искусства

Портреты работников свалки в Рио заезжий американец дополнил настоящим мусором

16 мая в кинотеатре «Победа» показали документальный фильм «Свалка». Фильм о людях, которые всю жизнь раскладывали по кучкам мусор на крупнейшей свалке планеты, пока не узнали, что их работа может быть и современным искусством. «Хороший новый фильм ограниченного проката, не дошедший до Новосибирска. Мы стараемся показывать здесь такие фильмы. Аудитории они нужны, просто она о них не знает», — комментирует организатор Артем Слета, руководитель киноклуба Indie Films. В ХХ веке размножившийся из-за роста темпов производства мусор не мог остаться незамеченным художниками. Они искали в нем то метафору пустоты жизни современного человека, то наоборот красоту и творческий потенциал, скрытые в повседневности. Результаты их творческих поисков сторонники более консервативного искусства тоже считают «мусором».

Краткая история мусора в искусстве. 1913 год — вводится понятие «готового объекта» (художник берет готовую вещь и вкладывает в нее новый смысл). 1919 год — Курт Швиттерс начинает делать коллажи из оберток, афишек и автобусных билетов. 1954 год — запечатлевая образ современного города, Роберт Раушенберг вводит в свои работы мусор, подобранный на улицах Нью-Йорка. 2001 год — сделанное из окурков и пивных жестянок произведение Дэмиена Херста, одного из самых дорогих художников современности, по ошибке выброшено как мусор уборщицей галереи.

«Свалка» (Waste Land, 2010) получила приз зрительских симпатий Берлинского кинофестиваля и номинацию на «Оскар». Фильм — история одного проекта нью-йоркского художника Вика Муниса, который (вслед за бриллиантами и сахаром) решил попробовать в качестве материала мусор. И отправился на самую большую в мире свалку — Жардим-Грамашо на окраине Рио-де-Жанейро. Соавторами выложенных из мусора композиций стали сортировщики со свалки. Перед камерой они рассуждают о том, как участие помогло им научиться видеть красоту в ранее непонятных абстрактных произведениях и осознать, что сами они заслуживают лучшей жизни. В конце фильма Мунис отдает им всю выручку от продажи нашумевших мусорных композиций. «Современное искусство — это не эстетика, а инструмент изменения общества, сознания. Это его главная функция», — подчеркивает смысл фильма Сергей Самойленко, координатор Сибирского центра современного искусства.

Художники начали использовать мусор как материал почти за сто лет до героя «Свалки» Вика Муниса

Пока не сняли. Новосибирские художники, работающие в технике «найденного объекта», иногда берут этот объект с помойки. Но масштабных проектов, в которых участвовали бы «люди со свалки» — или хотя бы просто теоретически неподготовленные люди, — у них не было. Художник Константин Скотников считает, что новосибирскому искусству не хватает для этого менеджерских инструментов: «Мунис, включенный в систему западного арт-бизнеса, знал, что продаст свои произведения и сможет заплатить участникам».

Дети в берлинской Новой национальной галерее знакомятся с творчеством немецких экспрессионистов

Типичный посетитель таких показов и выставок в Новосибирске — образованная (чаще всего с творческим или гуманитарным уклоном) молодежь: студенты и молодые специалисты. Остальные же, как правило, реагируют на современное искусство настороженно или пренебрежительно — то есть, опять же, как на мусор. «У человека, который при виде того же «Черного квадрата» говорит: «Я тоже так могу, какое же это искусство?», я бы спросил, какой смысл он в это вкладывает? — рассуждает Сергей Самойленко. — Квадрат нарисует и обезьяна, но тот комплекс метафизических и других смыслов, которые в него вложил Малевич и его исследователи, она в него не вложит. А если вложит — значит, да, она художник». Господин Самойленко полагает, что причина неприятия — в том, что советское образование игнорировало огромный (более чем полвека) пласт истории мирового искусства. И эта тенденция сохраняется, пока на Западе детей водят на экскурсии в музеи современного искусства, объясняя смысл экспонатов: «Из-за недостатка образования люди считают, что искусство кончилось с ХIХ веком, а если оно и есть сейчас, оно должно быть красивым и приятным. Хотя с этой функцией в современном мире прекрасно справляется дизайн, а у искусства более сложные задачи. Основы современного художественного языка не дают в школе. Плюс — нетерпимость нашего общества ко всему непривычному».

Артем Слета рассказывает, что его киноклуб уже пытается научить школьников смотреть «другое» кино: «Мы хотим устроить показ «Свалки» для старшеклассников. На «Неделе испанского фильма» мы приглашали школьников на фильм «Я тоже» — об интеграции в общество людей с синдромом Дауна».

«В советское время во всех журналах печатали импрессионистов, — продолжает господин Самойленко. — Не прошло и шестидесяти лет с тех пор, как их клеймили как «мазню», а любая советская домохозяйка уже знала, что это — искусство. И сейчас точно так же нужно обучение художественному языку, начиная с «Черного квадрата».

Продолжая интересоваться художественным потенциалом новосибирского мусора, корреспондент НГС.НОВОСТИ спросила у Виктора Кравченко, директора МУП «Спецавтохозяйство», о его личном отношении к современному искусству. «Любой вправе самовыражаться, да хоть даже и мусором, — ответил господин Кравченко. — В конце концов, это давно известная практика — из мусора и дома строят, и картины, и скульптуры создают, сразу убивая двух зайцев: утилизация и самовыражение. Я лично предпочитаю классическое искусство, но так как я — специалист по мусору, я нормально отношусь».

Елена Полякова

Фото kinopoisk.ru (1, 2), автора (3)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления