NGS
Погода

Сейчас+7°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+7°

пасмурно, без осадков

ощущается как +4

2 м/c,

с-в.

746мм 62%
Подробнее
1 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Город Лаборатория вместо школьной парты

Лаборатория вместо школьной парты

Интервью с менеджером по развитию школы развивающего образования «Умка» Анной Васильевной Любченко

Весной этого года прошел Российский образовательный форум, на котором новосибирской школе «Умка» присвоено звание «Лучшая школа развивающего обучения в России». На сегодняшний день «Умка» является единственной школой развивающего обучения в Новосибирске. Корреспондент НГС посетил уникальное учебное заведение и побеседовал с учителем и менеджером по развитию «Умки» Анной Васильевной Любченко.

Справка. Школа развивающего обучения «Умка» была создана в 1994 году. В первый учебный год было набрано 2 класса (1 и 2). Последние 6 лет \"Умка\" работает на базе средней школы №202 Октябрьского района Новосибирска (ул. Белинского, 1). На сегодняшний день «Умка» ведет обучение школьников с 1 по 11 классы, общая численность учеников в 2004-2005 учебном году составила 180 детей. В школе работают 30 педагогов. Школа государственная и находится на государственном обеспечении, кроме того, финансирование производится за счет родительских взносов (около 1300 рублей за ученика в месяц). В апреле 2005 года на Российском образовательном форуме новосибирской школе «Умка» присвоено звание \"Лучшая школа развивающего обучения в России\".

Ваша школа называется школа-лаборатория или школа развивающего обучения. Чем же она отличается от традиционных школ?

Начнем с самого начала. Примерно 10 лет назад в России возникло сразу несколько школ развивающего обучения. Как раз в тот момент, когда инновационное педагогическое движение было на гребне. В то время было создано много авторских школ. Один из членов этого движения был А.И. Адамский, по его инициативе был создан Свободный университет «Эврика». Идея была та же самая, что есть и сейчас, – реформирование образования. Тогда было создано несколько методик. В «Эврике» педагогов обучают самым передовым технологиям в России, инновационным технологиям. Инновация – это когда нечто привносится в объект, и оно начинает этот объект изменять. Получаем новое образование. Инновационные технологии применяются и в «Умке».

Какие именно инновационные технологии используются в вашей школе?

У нас действует программа развивающего обучения В.В.Давыдова - Д.Б.Эльконина. Были пробы и с критическим мышлением, но оно не «прижилось». Критическое мышление – это не наше, это американская технология. Она построена на том, чтобы человек мог хорошо воспроизводить и выработать отношение к тому, что уже есть. Там есть поле, которое содержит уже готовые ответы. Находя их, человек воспринимает их как знания. Система развивающего обучения В.В.Давыдова - Д.Б.Эльконина отличается от технологии критического мышления. Система развивающего обучения В.В.Давыдова - Д.Б.Эльконина ставит своей целью формирование способностей, а не навыков и умений. Есть начальная клеточка знания, которая дается детям. Потом через задачи ребенок разворачивает все фактически самостоятельно, этот метод называется квазиисследование. Мы применяем деятельностный подход, то есть педагогический принцип «узнать можно только через действие». Для старших классов самым адекватным оказываются проекты. Один из таких проектов оказался наш сайт, также ученики делают газету. Кроме того, наши старшеклассники занимаются организацией региональной Олимпиады учащихся по программе развивающего обучения.

Один из проектов ваших воспитанников завоевал первое место на Российском образовательном форуме. Что это за проект?

Проект представлял своего рода игру, в которой были задействованы школьники. Участникам предлагалось создать образовательные карты, которые позволили бы спланировать движение для достижения успеха в определенной области. Оказалось, что ни одно учебное заведение не может дать всего комплекса дисциплин для достижения поставленных самими учениками целей.

А ваша школа дает такую возможность?

Главная наша задача – научить детей учиться, то есть учить себя. И даже если на занятиях о чем-то не говорится, ученики сами найдут то, что им требуется. В традиционной системе, которая учит воспроизводить готовую информацию, это не всегда возможно.

Система оценки знаний в вашей школе отличается от традиционной?

Сейчас во всем государстве 1-3 классы безотметочные, но они как-то странно безотметочны. Очень забавная ситуация получается. Приходим на педсовет, а нас просят назвать хорошистов и отличников 1-3 классов, и все отвечают. Поэтому я считаю, то, что сейчас происходит в русской школе – это обман. Все осталось по-прежнему, просто отметки не стали выставлять, хотя и это уже хорошо. Я бы во всех классах отменила отметки, но формально это пока невозможно. Необходимо уточнить, что я говорю не об оценке, а об отметке. Содержательная оценка у нас все равно присутствует.

В реформировании школьного образования сегодня не последнее место занимает введение так называемого профильного обучения. У вас оно существует?

С одной стороны, у нас есть профильное обучение, оно проектное и управленческое. С другой стороны, у нас его нет. Мы набираем физико-математический класс, но на самом деле, это обман. Из этих физиков и математиков вырастают великолепные филологи, которые успешно выступают на олимпиадах и конференциях. На наш взгляд, у ребят в одном классе должны быть разные профориентации. Главное – чтобы работало мышление. Индивидуальная образовательная программа – это было бы идеальным вариантом, но пока мы думаем над тем, как будем ее вводить.

С какими трудностями сталкивается ваша школа?

Когда мы переезжали в 202 школу, родители нас познакомили с директором и сказали: «Они хорошие. Ничего, что про них скандальные слухи ходят». А скандальные слухи про нас ходят по нескольким причинам. Во-первых, мы другие. А с толерантностью у нас не очень хорошо – у нас либо хорошие, либо плохие, то есть свои – хорошие, другие – плохие. Если посидеть на наших уроках, не всегда складывается впечатление, что все в порядке с дисциплиной. Мы считаем, чтобы диалог складывался свободным, нужно чтобы все чувствовали себя свободными и если и молчали, то молчали, чтобы услышать другого. Во-вторых, есть отрицательное отношение к нашему финансированию.

А как вы финансируетесь?

Мы же государственная школа.

То есть финансируетесь государством?

Государством финансируемся. Но развивающее обучение – штука очень требовательная, в том числе к подготовке педагогов. Педагогов для этой технологии нужно готовить отдельно. Поскольку в Новосибирске нет базы для такой подготовки, нужно отправлять их учиться в другие города. А это требует много денег. Сначала мы жили за счет спонсорства, а затем была создана общественная организация. То есть действует система родительских взносов.

Сколько составляют ваши взносы?

Около 1300 рублей в месяц. Сумма годового взноса, в зависимости от класса, колеблется от 13 до 11 тысяч. Понятно, что в такой системе уровень притязаний родителей детей выше. Получается очень хитрый отбор. Если ты хочешь, чтобы твой ребенок получал такое образование, найди себе такую работу, которая бы давала возможность для этого.

Как производится набор учеников?

В первую очередь, я беседую с родителями. Последние 2 года мы завели себе дошкольников. Во всех гимназиях сейчас первоклассников набирают за год до начала учебного года. Хотя это совершенно непонятно, ребенка погружают в школьную действительность еще до момента, когда он должен войти в школу. Но мы вынуждены это делать. С родителями мы разговариваем о трех системах образования, принятых в государстве – традиционная, развивающее обучение по системе Л.В.Занкова и по системе Давыдова - Эльконина. Во всех этих технологиях есть свои минусы и свои плюсы. Если родители согласны попробовать систему Давыдова – Эльконина, мы пробуем еще до 1 сентября.

Были ли случаи, когда вы не рекомендовали свою систему ребенку?

Да, это редкие случаи, но они были.

С чем это связано?

Например, в семье принят тоталитарный режим. Папа сказал, что бурундук – птичка, и всё тут. Если ребенок начинает высказывать свое мнение, его подавляют. Или, например, ребенок не расположен к размышлению. Или ребенку лучше работать индивидуально, и ему будет сложно учиться в нашем коллективе.

Как ваша школа планирует развиваться?

Мы готовы на базе школы делать мастерскую развивающего обучения для педагогов. Мы бы хотели, чтобы в будущем во всей 202 школе основная педагогическая технология была деятельностная, и чтобы проектная технология становилась на ноги в городском масштабе. Старшеклассникам нужно открытое образование, а не только в рамках уроков, тогда они будут активными и уверенными в своих силах членами общества.

Анна Чернышова, специально для НГС

Служба новостей НГС
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления