Только что вышедший в прокат «Город грехов-2» как-то не очень часто фигурировал в списках самых ожидаемых фильмов года. Кажется, просто потому, что его устали ждать — а изначально его хотели сильно. Первый «Город грехов», сделанный Робертом Родригесом в соавторстве с создателем комикса, по которому фильм и снят, Фрэнком Миллером, вышел девять лет назад. И тогда казался абсолютом, как «Черный квадрат». Абсолютом крутизны, да и киноискусства. Произведенное впечатление было так сильно, что в наступившей мертвой тишине «Город грехов», поигрывая пистолетами, вошел в конкурсную программу Каннского фестиваля — куда вообще-то обычно такое не берут. Сиквел же может слегка шокировать — но, увы, это уже не культурный шок.
Справка: «Город грехов-2: Женщина, ради которой стоит убивать» (Sin City: A Dame to Kill For; США, 2014) — комикс, нуар, триллер, боевик. По мотивам графических романов Фрэнка Миллера. Реж. — Фрэнк Миллер, Роберт Родригес («Город грехов», «От заката до рассвета»). В ролях — Ева Грин («Мечтатели», «Казино Рояль»), Джош Бролин («Старикам тут не место»), Микки Рурк («Сердце ангела», «Рестлер»), Джозеф Гордон-Левитт («500 дней лета»), Джессика Альба («Город грехов»). 3D. 103 мин. Рейтинг кинокритиков Rotten Tomatoes — 44 %. 16+
Мы снова в городе, где никогда не наступает рассвет, где все мужчины — коррупционеры, бандиты или раскатанные жизнью алкаши, а все женщины — проститутки или стриптизерши. Здесь у каждого пистолет в кармане или нож за пазухой; девушка в одних кружевных трусах уже считается одетой и тепло, и прилично; здесь ничто не меняется и отсюда не выбраться.
Стилистически второй «Город грехов» — точно такой же, как и первый (точнее, они оба — как комиксы Фрэнка Миллера, максимально точно спроецированные на экран под контролем самого художника):
Во втором фильме возвращаются старые герои: стриптизерша Нэнси, ее ангел-хранитель — огромный изуродованный головорез Марв (снова Микки Рурк), банда вооруженных девиц, контролирующих улицы Старого города, куда не осмеливаются соваться полицейские. И так далее.
Как и первый фильм, второй сделан из нескольких новелл, вцепившихся друг друга окоченевшими пальцами трупов (а трупов тут делают — не счесть). Одна сюжетная линия — про нового парня в городе, амбициозного юношу, который, презрев предупреждения, лихо обыгрывает в покер страшного человека — сенатора Рорка (отец Желтого Ублюдка из первого фильма) — и весь ад садится ему на хвост. Другая — про то, как Дуайт, классический нуаровский герой, хмуро таскающий за собой невыносимое прошлое (в первом фильме его играл Клайв Оуэн, в новом — Джош Бролин), барахтается в паутине, которую выделяет и плетет роковая женщина и жена миллионера в исполнении Евы Грин.
Она играет свою героиню в той же манере, в которой таких героинь в настоящих нуарах 1940-х годов играли Барбара Стэнвик и Рита Хейворт. С той только разницей, что те не могли ходить весь фильм голые, а Ева Грин может — и ходит.
Секса и насилия — довольно предсказуемым образом — стало больше. Молчаливая азиатка крутит мечом, как вентилятор — и во все стороны разлетаются отрубленные головы. Плоскогубцы крупным планом ломают суставы пальцев заигравшегося в карты, Микки Рурк, разминая в пальцах выдранный из противника глаз, рассуждает о том, что уже и забыл, как это приятно на ощупь. На полминутки появляется ненакрашенная (по своим меркам) Леди Гага в роли замотанной кассирши в закусочной. В вечной темноте Города грехов мерцает золотой шар в глазнице кривого чернокожего дворецкого. Джессика Альба, не останавливая яростный и дикий танец, сглатывает водку из горлышка и слезы.
Короче, перед нами снова красивое и дикое зрелище, концентрат масскульта ХХ века, образец еще недавно бывшего весьма новаторским, если проглотить снобизм, киноязыка — и, тем не менее, под мерный хруст костей то и дело случается заскучать и глянуть на часы.
То, что неладно во втором «Городе грехов», — довольно трудноопределимый ингредиент, который нужен зрительскому организму для усвоения художественной условности (в комиксе степень художественной условности, конечно, высока, но вообще-то, скажем, в балете или опере она еще выше). Миллеровский мир изначально предлагает концентрированный до немыслимой густоты и жгучести жанр нуар, но в первом «Городе грехов» он так и обжигал всерьез — и фильм был так крут именно потому, что втягивал живого и розовокожего зрителя в нарисованный мир черных и белых. Во втором фильме этот концентрат уже кажется стилизацией, а временами и вовсе пародией. Не то чтобы фильм был провалом, — но он определенно не без разочарования.
Оценка НГС.АФИША: 3 из 5
Елена Полякова
Кадры из фильма — kinopoisk.ru